Художественный журнал
Август 2009

Представляя угнетенных

Дарья Атлас, Дмитрий Потемкин
Sie können sich nicht vertreten, sie müssen vertreten werden.
Они не могут представлять себя сами, их должны представлять другие.
К. Маркс. Восемнадцатое брюмера Луи-Бонапарта 1


Ширин Нешат. Из серии "Женщины Аллаха". Черно-белое фото, чернила. 1994
Из этой фразы Маркса родились сразу два основополагающих текста постколониальной теории – "Ориентализм" 2 Эдварда Саида и "Могут ли угнетенные говорить?" 3 Гайятри Спивак. В каждой из этих работ ключевое место занимает тема репрезентации, однако с той разницей, что Саид рассматривает проблему формы репрезентации "Востока" в западной культуре, а Спивак обосновывает саму невозможность саморепрезентации угнетенного колониального субъекта. Будучи, на первый взгляд, не связанными с изобразительным искусством, эти работы тем не менее проводят некоторые общие линии аргументации, которые могут быть с успехом применены именно в анализе произведений изобразительного искусства.

Работа Спивак представляет собой полемический отклик на позицию Мишеля Фуко и Жиля Делеза, выраженный в известном диалоге "Интеллектуалы и власть" 4. Согласно этой позиции, политическая борьба должна проводиться вне инстанций репрезентации (партии или профсоюзов). Для Делеза и Фуко "представительства больше нет, есть лишь действие" 5, а "массы сами прекрасно и отчетливо все знают" 6. Подробно разбирая эти и другие тезисы Делеза-Фуко, Спивак обращается к фрагменту о парцельных крестьянах из "Восемнадцатого брюмера". В своё анализе она обращает внимание на отношения в нем двух различных значений репрезентации – Darstellung (собственно представления) и Vertretung (представления в политическом смысле, т. е. представительства, "говорения от имени"). В тексте же Делеза-Фуко вся сложность этих отношений игнорируется, и два смысла репрезентации сливаются в неразличимости французского représentation. Как показывает Спивак, следствием такого упущения оказывается (несмотря на все усилия со стороны Делеза-Фуко этого избежать) заново введенная фигура суверенного субъекта, так что "угнетенные теперь могут знать и говорить за себя" 7.

Ширин Нешат. Из серии "Женщины Аллаха". Черно-белое фото, чернила. 1994
Задаваясь вопросом "могут ли угнетенные говорить?", Спивак обращается к истории индийской девушки Бхуванешвари Бхадури. Она состояла в одной из вооруженных групп, участвовавших в борьбе за индийскую независимость. Не решившись совершить доверенное ей политическое убийство 8, Бхуванешвари повесилась. Чтобы ее самоубийство не было воспринято как результат порочной страсти, Бхуванешвари специально дождалась менструации, которая делала невозможными подозрения в тайной беременности, но которая, тем не менее, противоречила канонам традиционного женского жертвенного самоубийства (сати). Именно невозможность для угнетенного субъекта быть услышанным и является условием возможности (и неизбежности) самоубийства Бхуванешвари. "Угнетенные не могут говорить" 9, – заключает Спивак. Представлять их – задача интеллектуала.

Но представление угнетенных также может быть и задачей художника. Здесь важно всякий раз проводить различия между двумя значениями репрезентации, Darstellung и Vertretung, осмысляя их отношения. Кого представляет (политически, в смысле vertreten) художник, когда представляет (в смысле darstellen) угнетенных? Ставя вопрос радикально: представляет ли он угнетенных или угнетателей? Вся сложность вопроса о репрезентации угнетенных заключается в том, что он может быть поставлен только радикально; в нем невозможна никакая нейтральная позиция, поскольку невозможно исключить политическое измерение репрезентации (Vertretung).

В этом же ключе может быть понята и идея Эдварда Саида об ориентализме как эссенциалистской репрезентации "Востока" и "восточного человека" в культуре европейского Запада. Саид дает базовое определение ориентализма как "Западного стиля господства, реструктурации и властвования над Востоком" 10, показывая, что "любой европеец в том, что он мог бы сказать о Востоке, был, таким образом, расистом, империалистом и практически тотально этноцентричен" 11.

Здесь можно также проследить важную игру Darstellung и Vertretung, где ориенталистское представление (Darstellung) Востока всегда оказывается представительством (Vertretung) западного империализма. И в этом случае нейтральная позиция оказывается невозможной, а точнее, именно нейтральная позиция, позиция незаинтересованного знания, и оказывается конститутивной в создании отношений господства между не знающим о себе Востоком и знающим Западом.

Сергей Братков. Из серии "В поисках горизонта". 2007


Крайне репрезентативным примером могут служить работы Ширин Нешат, в частности, её проект 1993-1997 годов "Женщины Аллаха". Это серия черно-белых фотографий, созданных Нешат после возвращения в пост-революционный Иран (ранее революция вынудила художницу покинуть страну). На этих фотографиях изображены женщины в чадре, зачастую с оружием, чьи лица, руки и ступни покрыты текстами иранской феминистской эротической поэзии.

На примере работ Нешат мы может легко проследить, как в фигуре восточной женщины, "Женщины Аллаха", взаимопереплетаются проблемы, поставленные, с одной стороны, в тексте Спивак – женщина как угнетенный,и у Саида – ориентализации Востока – с другой.

В рамках проблематики репрезентации (в обоих смыслах) парадоксальный характер этих работ заключается в том, что там, где они могут быть поняты и прочитаны (то есть в Иране), их нельзя показывать (из-за крайней консервативности иранского общества в вопросах пола), тогда как там, где они могут быть показаны (на либеральном Западе), они не могут быть прочитаны, в силу чего, редуцируются до орнаментальной каллиграфии, т. е. воспринимаются декоративно, ориенталистски...

Стратегия Нешат заключается в том, чтобы представить иранскую женщину в самой ее непредставимости, заговорить о ее немоте, показать ее сокрытость. Только так, по ту сторону ориентализма, можно представить (darstellen) угнетенное положение женщины, представляя (vertreten) ее.

Идеи Саида и Спивак могут быть использованы и при рассмотрении российской художественной ситуации, с тем лишь дополнением, что саидовский анализ ориентализма, рассчитанный в первую очередь на арабский Восток, должен быть уточнен анализом "дискурса Восточной Европы", подробно разработанным в книге Ларри Вульфа "Изобретая Восточную Европу" 12. В ней автор прослеживает формирование образа Восточной Европы в эпоху Просвещения (куда входит и Россия) как ориентального Другого Европы Западной.

Сергей Братков. Из серии "Нет рая". 1995
В это смысле в первую очередь следует вспомнить работы Сергея Браткова, для которых характерна любовь к изображению "деклассированных элементов" и "простых людей", представленных с позиции стороннего наблюдателя. Многие его работы напоминают заметки антрополога. Им свойственно отношение к изображаемому как к любопытной местной экзотике. В этих работах оказываются задействованы все классические фигуры дискурса Восточной Европы, описанные Вульфом, – особенно фигура "грязи".

Примечательны работы Браткова из серии "В поисках горизонта", в частности, та, на которой изображено огромное поле, сильно замусоренное после "народных гуляний". Как сказал Братков в одном из интервью, "... тема гадости, трэша, наверно, главной сейчас становится, потому что кругом мусор" 13.

Полна ориенталистскими штампами также одна из ранних фотографических серий этого художника "Нет рая" (1995), в которой он обращается к изображению "простых людей" из провинции (в данном случае – своих родных и близких). Особенно показательна в этом плане работа, изображающая типичного советского мужчину со стаканом водки в руке. Здесь атмосфера безвыходности переводится во внеисторический план "потерянного рая". Было бы уместно вспомнить о том, что одной из основных характеристик ориентализма, по Саиду, является лишение ориентализуемого объекта истории. То же мы видим и в работах Браткова: конкретные исторические проблемы постсоветской провинции переводятся в мифологический контекст.

В работах Браткова угнетенные, представленные (darstellen) нам с позиции нейтрального наблюдателя, оказываются эстетизированы и тем самым удалены на приемлемое расстояние созерцательного неучастия. Не имея своего голоса, они не представлены (vertreten) и художником.

Представляя (darstellen) угнетенных, нужно всегда осознавать невозможность находиться по ту сторону политизированности. Представлять (vertreten) можно либо угнетенных, либо угнетателей. Нейтральность же становится лишь воспроизводством их угнетенного положения.

Примечания:

1 Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи-Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1957. Т. 8. С 208.
2 Said E. Orientalism. London, 2003 (русское издание: Саид Э. Ориентализм: западные концепции Востока. СПб.: Рус. мiръ, 2006).
3 Spivak G. C. Can the Subaltern Speak?//Marxism and the Interpretation of Culture (ed. by Cary Nelson, Lawrence Grossberg). Chicago, 1988, p. 271-316 (русский перевод с сокращениями: Спивак Г. Ч. Могут ли угнетенные говорить?//Введение в гендерные исследования. Ч.2: Хрестоматия. 2001, с. 649-670).
4 Фуко М. Интеллектуалы и власть// Фуко М. Интеллектуалы и власть: В 3 ч. М., 2002. Ч. 1, М., 2002, с. 66-80.
5 Там же. С. 67.
6 Там же. С. 68.
7 Spivak G. C. Can the Subaltern Speak?, p. 279.
8 Ibid., p. 307. В русском тексте ввиду переводческой ошибки этот факт оказался упущен. В нем Бхуванешвари доверяют не политическое убийство, а какие-то непонятные "политические мотивы самоубийства".
9 Ibid., p. 308.
10 Said E. Orientalism, p. 3.
11 Ibid., p. 204.
12 Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003.
13 Имеется ввиду интервью, данное Братковым Екатерине Деготь и опубликованное на сайте OpenSpace.ru.

Дарья Атлас, Дмитрий Потемкин

Дарья Атлас
Родилась в 1988 году в Москве.
Студентка факультета истории искусств РГГУ.
Живет в Москве.

Дмитрий Потемкин
Родился в 1989 году в Москве.
Студент филологического факультета.
Живет в Москве.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal