Художественный журнал
январь 2008

"Хороший, плохой, злой"

Илья Будрайтскис
Давид Тер-Оганян. Скрученности. Компьютерная графика. 1999
Давид Тер-Оганян. Скрученности. Компьютерная графика. 1999
Любой художественный факт состоятелен лишь постольку, поскольку он не является до конца осуществленным. Сама постановка вопроса о "завершенности" художественного объекта, вероятно, главное и единственное, что объединяет работы Давида Тер-Оганьяна, Александры Галкиной и Алексея Булдакова, что были представлены на выставке "Хороший, плохой, злой" в фонде Stella Art. На формальном же уровне все эти работы используют линию, уходящую в неизвестность, вступающую в неочевидное взаимодействие с материалом, как бы выводящую нечитаемые письма без обратного адреса. Так выставка "Хороший, плохой, злой" выступает в качестве принципиальной и непримиримой оппозиции современному галерейному мейнстриму, ориентированному на производство замкнутых в себе объектов, готовых товаров на рынке. Вынесенная в название выставки нелепая последовательность качеств лишь подчеркивает эстетический радикализм проекта (не имеющего ничего общего с известным вестерном), его ставку на визуально переживаемую политичность.

Впрочем, "Хороший, плохой, злой" вряд ли вообще может быть названа в полном смысле этого слова коллективным проектом. Три художника в своих серийных работах существуют и движутся независимо друг от друга, выстраивая собственную, абсолютно автономную последовательность работы с линией, начало и конец которой лежат далеко за пределами условности галерейного пространства. В основе каждой из работ лежит продуманная авторская стратегия, в основании которой – напряженное следование за линией на плоскости. Так, Алексей Булдаков находит ее в отображении нечитаемых шрифтов текстовых программ компьютера, Давид Тер-Оганьян производит "закручивание" прямых в лишенном перспективы белом пространстве, Александра Галкина методично штрихует маркером холст, пока в инструменте художества не закончится краска. Незавершенность как стратегия художника – потенциальна, изменчива, диалектична. Она противоположна слепому удовлетворению каким-либо отдельно выхваченным моментом, беспорядочным множеством цветов и оттенков. Каждая из трех линий представляет собой приватный напряженный поиск потерянной связи точек, углов, знаков, событий, разделенных временем и пространством.

Так, абстракция работы Александры Галкиной "1 маркера", лишенная перспективы, ограниченная одним цветом, неожиданно наполняется невероятным динамизмом, ощущением постоянного действия, творящейся в настоящий момент повествуемой и завершающейся истории. Это переживание действия во взгляде связано с рефлексией своего рода "предзаданности" в работе художника, постоянным следованием за передвижением средства, выводящего изображение на холсте. Историчность модернизма, выраженная в перманентной эмансипации объекта, освобождении от рукотворности, образности, соответствия, как бы возвращается к исходной постановке проблемы. Графическая текстура здесь максимально "совпадает" с поверхностью бумажного листа, одновременно являя некую запись, содержание которой "равно" ее форме.

Каждый из графических кодов единичен, неповторим, как непостоянен и подвержен бесконечной трансформации сам контекст. Линия ощупывает телесность поверхности, переживает несовершенство материала. Не воспроизводя узнаваемые образы вещей, она отсылает к их первоначальным, забытым ощущениям. Изображение, как бы проживает в каждом своем преломлении отдельную жизнь, связанную со следующей за ней случайностью, превращением, ошибкой, без которой непредставимо никакое новое художественное открытие. Сопротивляясь привычному и ожидаемому способу прочтения, каждая из работ приглашает к сложному, многообразному и неочевидному восприятию, всякий раз удерживая зрителя от желания расставить все по местам.

Илья Будрайтскис
Родился в 1981 году. Политический и культурный активист. Участник "Школы современного искусства" Авдея Тер-Оганьяна и семинаров Анатолия Осмоловского.
Живет в Москве.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal