Художественный журнал
июнь 2007

"Со-общение в будущее"

Никита Кадан
Группа Р.Э.П. "Патриотизм", 2007
Группа Р.Э.П. "Патриотизм", 2007
"Проект сообществ". Центр Современного Искусства при Национальном Университете "Киево-Могилянская Академия", Киев. 23.02.07-25.03.07

"Проект сообществ" осуществлен в киевском Центре современного искусства при Киево-Могилянской академии. Он состоит из ряда лекций, дискуссий и масштабной одноименной выставки, которая открылась в залах Центра 22 февраля. В проекте принимают участие семь художественных объединений: "Р.Э.П.", "SOSка", "Пенопласт", "Psia Krew", "Totoro Garden", "Карпатский театр", а также художественное сообщество города Херсона. Но можно определить состав участников по-другому: в "Проекте сообществ" задействованы почти все молодые художники украинской актуальной сцены.

Выставка и сопутствующие события призваны выявить основные интенции деятельности художников-участников, показать вероятное направление развития украинского арт-процесса. Вопросы, обсуждение которых началось в пределах проекта: Каковы мотивы объединения? Являются ли эти мотивы общими для участников проекта? Могут ли эти мотивы стать базовыми для формирования локального художественного ландшафта следующих 10-15 лет?

Отсутствие в стране системы институций современного искусства, глубокий маразм официального художественного образования, нехватка кураторов и критиков, незаинтересованность публики эффективно маргинализируют молодого художника. Однако взаимопомощь в сообществе может отчасти заменить поддержку институций, практика самообразования в сообществе более действенна, а критическая функция может быть взята на себя коллегами, они же станут и заинтересованной публикой. Таким образом, художественная автономия оказывается не утопией, но, наоборот, единственным реальным топосом для нашего поколения. Способы обустройства этого топоса могут быть самыми разными: харьковская группа "SOSка" и художественное сообщество Херсона отвоевали свои "автономные зоны" у агрессивно-равнодушного городского окружения. Художники группы "SOSка" создали первый в Украине со времен "Парижской коммуны" (знакового места для поколения 90-х) сквот в своем городе. Херсонское художественное сообщество (никак не формализированное, не названное и состоящее из авторов, между которыми больше различий, чем сходства) группируется вокруг "Музея современного искусства" в квартире одного из художников.

Еще в начале 2000-х всякая сколько-нибудь контекстуализированная артистическая активность переместилась из регионов в Киев. Вне критического поля, рыночного спроса/давления, почти невидимые для местной среды, художники Харькова и Херсона исследуют окружающее пространство. Сфера интереса художников "SOSки" – изучение города, бывшего индустриального гиганта, находящегося в состоянии болезненной трансформации. Группа делает уличные хеппенинги и небольшие выставки, всегда связанные с конфликтными участками социального. Херсонцы черпают вдохновение в небогатой местной мифологии ("Пушкин был в Херсоне"), городском фольклоре ("Шансон-арт" Станислава Волязловского), а также идиотии провинциальных конспирологических изысканий (работы того же автора, посвященные "еврейскому заговору" и "инопланетной агрессии").

Основанная в конце 2004-го во время событий "Оранжевой революции" группа "Р.Э.П." на протяжении года функционировала в резиденции, предоставленной Центром современного искусства, как коммуникативная лаборатория молодых художников (которых было около 20-ти), а к началу 2006-го сформировала коллективного автора из шестерых участников. К этому времени группа начала делать акции в политизированном публичном пространстве посторанжевой Украины. В них современное искусство представлялось родом политической партии, которая борется за внимание электората.

Украинско-австрийско-немецкая группа "Карпатский театр" создала project space в сельской хате на западе Украины. Именно локализация определяет характер их творческой деятельности – исследования "Европы со сдвинутым центром", той части Европы, которая называется "восточной", но географически является центральной.

Вокруг галереи-лаборатории "Totoro Garden", просуществовавшей немногим более полугода, объединились около пятидесяти молодых художников. Кроме нескольких постоянных участников, состав "Totoro Garden" был очень динамичным и подверженным изменениям от проекта к проекту. Несмотря на то что "Totoro Garden" была создана как пространство репрезентации новых персоналий (с минимальным кураторским присутствием, нарочито небрежными, переполненными "мусорными" экспозициями, в которых отдельные работы просто растворялись), здешняя выставочная деятельность репрезентировала в большей степени характер отношений между участниками: дружбу, доверие, радость общения.

В субкультуре граффити этика сообщества конституирует характер творчества. Группа уличных художников "Psia Krew" определяет свою деятельность как "абсурдистскую пропаганду". Одна из их идеологем – "all city" – максимально возможный охват городского пространства. Действия "Psia Krew" – освоение отчужденной городской среды, попытка индивидуального голоса прозвучать в какофонии коммерческой и политической рекламы.

Модель организации "Проекта сообществ" закономерна и неотделима от его горизонтальной неиерархической структуры. Кураторские функции в проекте взял на себя "Штаб" – институциональное образование на базе Центра современного искусства. "Штаб", основанный группой "Р.Э.П." в январе 2007-го года, занимается координационной, кураторской и образовательной деятельностью. В залах ЦСИ были созданы семь достаточно самостоятельных экспозиций сообществ. Целостность выставки-высказывания обеспечивалась не эстетической близостью этих экспозиций, но общностью этического содержания деятельности участников.

Отношения художников внутри сообществ отличаются от рыночно-конкурентных. Эти отношения более походят на ту практику самосовершенствования и соревновательной возгонки (художественного) качества, которая во времена молодости моих родителей называлась "социалистическим соревнованием". Также в сообществах, представленных в проекте, отсутствуют вождизм и всяческие типы репрессивных вертикалей.

Интенсивная коммуникация внутри сообществ в сочетании с постоянно ощущаемыми художниками социальным аутизмом и стремлением его преодолеть, рождает понимание искусства как коммуникативного жеста, как широко адресованного прямого высказывания, не опосредованного (но и не усиленного) институциональным "рупором". Уличные акции, граффити, разнообразные интервенции в публичное пространство – основные направления деятельности участников проекта. Также важна линия исследований "мест расположения" (в работах "Карпатского театра", "SOSки", херсонских художников).

Подобное отсутствует в практике старшего поколения, для которого сейчас характерен тип художника – "частного предпринимателя".

Кроме документальных работ с фиксацией уличного активизма были представлены инсталляция "Патриотизм", созданная группой "Р.Э.П." как проект росписи фасада общественного здания, сотни картин и прочих объектов, которыми херсонские художники переполнили огромный зал, ретроспектива недолгой деятельности галереи "Totoro Garden". В день открытия выставки состоялся концерт Pank-Panic Electonic Band "Пенопласт". На последующие дни была оставлена зрелищная инсталляция – сцена, украшенная искусственными цветами, елочными гирляндами и китайскими игрушками.

"Проект сообществ" – это "проект" не только в значении "мультидисциплинарного художественного события", но и в значении модели планируемой постройки. Его характеризуют диалогичность, лабораторность, открытость. Он внятно демонстрирует переходную ситуацию в сегодняшнем украинском искусстве, определяет некоторые ориентиры нового поколения художников и позволяет делать прогнозы на завтрашний день.

Никита Кадан
Родился в 1982 году в Киеве. Художник, член группы "Р.Э.П.".
Живет в Киеве.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal