Художественный журнал
декабрь 2005

Бесшумное радио от А до В

Георгий Литичевский
Андрей Ройтер. "Мистер "Правый", холст, масло, 80х45, 2005. Предоставлено галереей "АРТСтрелка projects"
Андрей Ройтер. "Мистер "Правый", холст, масло, 80х45, 2005. Предоставлено галереей "АРТСтрелка projects"
Андрей Ройтер. "Чемоданная коллекция". Галерея АРТСтрелка project, Москва.
29.10.05-22.11.05

С некоторых пор мы уяснили, что очень важно оказываться в правильном месте в правильное время. Это уже обязательное правило для всех и для художников особенно. Но все-таки еще возможен вопрос: чего мы хотим от этого места и этого времени? Однажды погрузиться в ласковые струи мейнстрима, чтобы больше из них по возможности не выныривать? Или нас все же могут интересовать и даже тревожить еще и другие вещи? И тогда вопрос о месте и времени остается открытым.

Невротическая неопределенность времени и места – это и есть скрытый двигатель творчества художника Андрея Ройтера. Хотя в общем-то не такой уж и скрытый. Все достаточно очевидно. Звезда московского андеграунда 80-х, он с закрытием этого сезона покидает советскую еще столицу, и с тех пор он нигде и везде, в основном где-то между Амстердамом и Нью-Йорком. Впечатляющее географическое разнообразие и частота его репрезентационных проявлений (от Сан-Франциско до Хельсинки), создающие ему репутацию художника-путешественника, еще более впечатляюще воспроизводятся в его преданности творческому кредо артиста-туриста. Это метафизический туризм, нон-стоп-путешествие сквозь мир образов-символов, собранных и сконструированных ненасытным гипервнимательным художником-зрителем. Пример Ройтера, как никакой другой, убеждает в том, что художнику в гораздо большей степени вменяется именно видеть, а не показывать. Хотя при этом Ройтер, опять же как никто другой, владеет мастерством показывания, абсолютной точностью экономии средств и приемов пластической демонстрации. Таким образом, его творческий путь – это также нескончаемое путешествие между полюсами художественных символов и самодостаточной виртуозной пластики.

Всякое путешествие может быть редуцировано к некоему перемещению между пунктами А и В. Только этих А и В у Ройтера нескончаемое (нередуцируемое) множество – ведь ройтеровские перемещения происходят во множестве плоскостей.
Андрей Ройтер. "Без названия", холст, акрил, масло, 30х40, 2005. Предоставлено галереей "АРТСтрелка projects"
Например, этими А и В могут быть западная арт-система или поздне- и постсоветская художественная неразбериха, художественные авторитеты, такие как Илья Кабаков и Филип Гастон, и личный визуальный опыт, коллективное и индивидуальное, очевидное и воображаемое, повседневное и метафизическое, абстракция и реализм, и так практически до бесконечности.

В каких бы плоскостях ни располагались эти А и В, все находки, совершаемые между ними, усердно коллекционируются. Ройтер полностью соглашается с Дюшаном, который определял суть художественной деятельности как коллекционирование и при этом (своего рода поблажка) добавлял: то, чему не удается попасть в коллекцию, художник доделывает своими руками. Так что для Ройтера ко всем его А и В добавляется и драматический дрейф между абсолютами реди-мэйд и сделай сам. Но на этом драматизм не исчерпывается. Ведь кредо путешественника предполагает бытие налегке. А коллекционер – это же скопидом. Настоящие коллекции не умещаются в легком багаже, в двух-трех чемоданах.

И тем не менее, последняя выставка Ройтера в Москве, в галерее АРТСтрелка project, так и называется – "Чемоданная коллекция". Последняя – она же и первая: ни до, ни после отъезда у Ройтера не было еще ни одной персональной выставки в родном городе. Довольно смелый, рискованный шаг – разместить легкое, портативное искусство в жестком постиндустриальном пространстве, рассчитанном скорее на наглую молодежь и громовых звезд. Но риск оправданный и закономерный. Очередное между А и В – между развлекательным и медитативным, между звездным и проникновенным.

Андрей Ройтер. "Мокрая гора", холст, масло, акрил, 90х70, 2005. Предоставлено галереей "АРТСтрелка projects"
Напряжение между двумя полюсами легко выявляется в каждой отдельно взятой выставленной работе. Неподдельное внимание к авторитетам в сочетании с острым переживанием невозможности опереться ни на что, кроме самого себя, – "После Родченко", "Кабаков", "After BM (Посвящается Борису Михайлову) ". Необходимость фундаментальности и своеобразный "апофеоз беспочвенности" – "Снежный ком на пляже", "Мокрая гора". "Аэропорт. Комната ожидания" – храм туризма, одной из главнейших конфессий глобализованной современности наполнен какими-то панками-чудовищами. "Мистер "Правый"", "Сумасшедший пилот" – некие олицетворения истеблишмента оказываются клоунами. "Большой клоун" – предмет поклонения, высоченная гора, превращающаяся в клоуна. Какая-то клоуническая религия – вопреки утверждению Эйнштейна, Бог таки шутит с нами шутки.

Но не стоит поддаваться соблазну интерпретации каждого отдельного холста, рисунка или объекта. Во всяком случае, окончательной интерпретации. Вычитывать какой-то однозначный месседж – это самому подвязывать себе клоунский нос, совершать совсем бессмысленное действие. Срабатывает напряжение между полюсами каждого отдельного экспоната и инсталляции в целом, которая заставит его замолчать, как только он будет из нее изъят или попробует жить жизнью, отдельной от коллекции. В конце концов, всё это вещи из чемодана, и каждая по-своему походит на чемодан, в котором прорезано сюрреалистическое отверстие для радио. Только не издает ни звука. Хотя в нем явно столько всего заключено. А вы все равно ничего не слышите. Проверьте слух – у вас точно проблемы с ушами.

Георгий Литичевский
Родился в 1956 г. в Днепропетровске. Художник, художественный критик. Член редакции "ХЖ".
Живет в Москве и Берлине.
Страница в Картотеке GiF.Ru.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal