Художественный журнал
сентябрь 2005

Фестиваль современного искусства "Откат"

Анна Харькина, Надя Шерье
Оргкомитет: Владимир Захаров, Мария Гурьева, Надежда Шереметова, Елена Зырянова, Михаил Железников, Георгий Людевиг. Квартира напротив Никольского собора, С.-Петербург, 30.04.05

30 апреля в восьмикомнатной квартире с видом на Никольский собор прошел фестиваль современного искусства "Откат". Название отсылает назад – к квартирным выставкам советского времени. Инициатива исходила от группы единомышленников – творческих и опытных, из числа кураторов, арт-критиков, фотографов, режиссеров, живущих в Питере. Женская половина (так уж получилось) и до того имела непосредственное отношение к организации культурных событий, являясь сотрудниками Государственного центра фотографии. Для полноценного воплощения фестивальной идеи создали оргкомитет. В процессе подготовки не обращались к видным культурным деятелям города за советом, делали все сами: успех или провал – зависело только от собственных амбиций.

В фестивальную программу включили все мыслимые виды искусства, но отбор будущих участников проводился строго и коллективно. Последнее слово все же оставалось за куратором направления, следящего, помимо всего прочего, за пропорцией "звезд" и молодых художников. Последние на фестивале явно перевешивали, чего с самого начала и добивались. Трудно сказать, по причине ли коллективного принятия решения, но в число участников питерского фестиваля так и не попали набирающие обороты московские арт-группы. Может быть, Питер не всегда понимает некоторые московские проекты? Но это немного другой разговор.

К "Откату" сразу подошли серьезно, хотя и начали не с того конца. Идея родилась от странного и непривычного для арт-среды места – пустой коммунальной квартиры – места совершенно не приспособленного для созерцания искусства. Затем в "современное искусство" записали все, что попалось под руку, и в каждом из разделов ("инсталляции", "видео", "фотографии", "еще Бог знает что") показали по десятку, а то и больше, участников. Но самые примечательные проекты (в основном инсталляции и объекты) были сделаны специально к "Откату". И вне сомнений, объектом, который держал весь фестиваль, был проект московского художника Максима Русакова под названием "Часть данной работы была отдана нужным людям за право участия в фестивале "Откат". Пустая рама со стеклом и вырезанным под "отданную" работу паспарту подвешена к потолку. Место ей нашлось только в ванной, что как нельзя лучше добавило еще одну коннотацию.

Нравится – не нравится участник и его работа – решали зрители. Сравнивать было довольно трудно. Во-первых, потому, что постоянно что-то происходило в разных концах квартиры – музыка, стихи, дефиле (модели едва протискивались сквозь толпу в коридоре), большая видеопрограмма, перформансы, инсталляции, граффити, фестиваль фотографов "Живого журнала" "Current_photo". Смотрев одно, зритель мог упустить другое. Во-вторых, большой лабиринт комнат все-таки оказался мал для того, чтобы комфортно разместить всех зрителей. Но никто не жаловался: всем хотелось тесного общения с братьями по разуму, и этого было с лихвой. С двух дня до десяти вечера толпа не рассасывалась, хотя ни прохладительных напитков, ни кресел не было.

Секрет успеха во многом кроется в демократизме подхода. Количество участников максимально возможное, они же, их друзья и незнакомые ценители самого искусства – зрители. Одних только ЖЖ-фотографов в программе "Current_photo" было 50 человек. Все присутствующие заинтересованы в происходящем. Все нужны. Инициатива приветствуется.

Таким образом, "Откат" внезапно взял и вывернул плодородный слой, из которого время от времени вырастают новые художники. На открытия галерейных выставок всегда ходят примерно одни и те же люди. Их не так уж и много. Но, когда два года назад на видеофестиваль "Electric Visions" в Дом кино пришла толпа народа, заполонившая весь кинозал, стало ясно, что каким-то незаметным, но уже неизбежным образом у современного искусства появилась своя аудитория. Когда успели вырасти все эти мальчики и девочки и свить свои дреды, непонятно. И последний "Skif" опять собрал полный зал на голландскую видеопрограмму "Impakt".

Однако не каждая выставка современного искусства будет пользоваться популярностью у этих зрителей. Арт-места и события на подсознательном уровне классифицируются как свои и чужие. И дело здесь не в жанрах и видах искусства. "Откат" продемонстрировал, что молодые дизайнеры интересны видеохудожникам, которые интересны диджеям, которые интересны фотографам, которые интересны танцорам, и просто внимательным зрителям. Многие объединяются для того, чтобы поработать вместе над проектом. "Молодые" (и это лишь до некоторой степени возрастная принадлежность) интересны друг другу. Делать искусство, то или иное, – это своего рода клубное занятие для продвинутой молодежи. Есть те, кто увлекается экстремальными видами спорта. Есть байкеры и толкинисты. А есть те, кто болеет актуальным искусством. Все это современная школа социализации. "Россия 3, 4, 5...".

Теперь о впечатлении и оценках. Отдельно хотелось бы отметить видеопрограмму, собранную куратором Михаилом Железниковым. По своей насыщенности она вполне могла бы существовать и самостоятельно, в виде нескольких программ, за пределами фестиваля. В разных комнатах параллельно крутили анимацию, диафильмы из графики, новомодный диджитал-арт, видео от молодых и корифеев и даже документальные авторские фильмы.

На "Откате" появились новые имена. Наталья Антипова представила несколько анимационных фильмов: "Крыса, Пес и Чумовоз", "Учитель-убийца", "Борьба Бобра с Козлом", "Люляки" и "Вспыльчивый человек". Приятным сюрпризом было появление Катерины Манюкян с часовой программой видеоработ, в которых не чувствуется влияния ни московских, ни питерских видеохудожников – нечто самостоятельное, законченное и сделанное без больших финансовых затрат. В одном из лучших видео чья-то рука медленно закрашивает волосы фотомодели из журнала черной краской, затем покрывает лицо клеем, наклеивает фольгу и начинает делать прорези для глаз. Поверх фольги приклеивает на то, где когда-то было лицо, еще две пары глаз. Женщина становится чудовищем – или индийским богом. Картина зловещая и медитативная одновременно.

Неожиданный фильм "Коломяжская утопия" сняла Инна Позина. Жанр его также выпадает и из видеоарта, и из кино, и из vj-инга. Убогие Коломяги днем и таинственные – ночью. В темноте Позина проецировала на деревянный дом разные изображения, ритмично сменявшие друг друга. Сам куратор программы, Железников, смонтировал из любительского видеоматериала "экологичный" фильм "Клин" – о жестокости и о том, какие же красивые птицы и какие же уроды люди. Вся история рассказана средствами монтажа – четко и лаконично.

Отдельными темами для серьезных семинаров вполне могли стать программы спецпоказов: "Порталы", подготовленные ГЦСИ; "Intermedia", сборник работ видеохудожников из Венгерской Академии художеств; фильмы Высшей школы искусств города Брауншвейг (Германия) и подборка тотально шизофренических работ Владимира Кобзина. Кобзин снимал их в конце восьмидесятых – девяностых на ЦНФ. Этот режиссер известен за границей, но забыт на родине, как забыты некрореализм и курёхинская поп-механика. Отечественным искусствоведам еще предстоит вспомнить и описать это золотое время постсоветской свободы. Копнуть пласт плодородной почвы тех лет.

До начала фестиваля все хотели поучаствовать в нем: "потому что интересно, что же в результате получится". Теперь, по прошествии, он стал предметом бурных кулуарных обсуждений. Быть или не быть "Откату" в следующем году? А если быть, то нужно ли сохранять очарование квартирника или пора выходить на более серьезный уровень и менять формат? Трудно сейчас говорить о его будущем, но нельзя не заметить потенциал. "Откат", что ново для фестиваля искусств, организовали как модное нынче "закрытое" культурное мероприятие – гости могли попасть, только заранее зарегистрировавшись по e-mail, перед фестивалем разместили точечные анонсы в правильной прессе, разнообразный состав "современных искусств" на любой вкус привлекал свою касту зрителей. "Откат" оказался фестивалем для своих, где "своим" мог стать каждый. Каждый, кто хотя бы раз слышал звучное сочетание слов – "современное искусство".

Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal