Художественный журнал
апрель 2005

Вперед! На Запад!

Владимир Сальников
Открытие галерей Stella Art Gallery, RuАrts, Tatintsian Gallery, Москва

Возможно, мы уже живем в новую эпоху, хотя по-настоящему пока и не осознали этого. Возможно, жалкое прозябание русского контемпорариартизма закончилось и всем нам, может даже человекам пяти-шести, светит уже настоящее международное будущее. И скоро мы, подобно Илье Иосифовичу Кабакову, сможем, не обращая внимания на жалкую русскую прессу с ее вялыми критиками и умственно отсталые музеи, поплевывать на соотечественников с рампы интернациональной сцены. Ведь России как воздух нужны собственные звезды современного искусства, подобно тому как стране не хватает достижений в науке, экономике и спорте. Не зря одна из центральных экспозиций 1-й Московской биеннале современного искусства называлась "Звезды". Хотя звезд на выставке так и не нашлось, но желание стать оными оказалось невероятно велико, что напомнило ситуацию безумия: "Я – Наполеон!". Что применительно к искусству звучит: "Я – Энди Уорхол!" Впрочем, почему бы нам тут у себя в колхозе решением сельсовета не назначить звездами пяток передовых механизаторов и доярок?

Дело в том, что в Москве с прошлого года завелось несколько действительно мощных арт-институций – прямо-таки фабрик, – именно таких, о каких мечталось в девичьих грезах – в ожидании его, единственно достойного нашей красоты и дарований. Все эти предприятия, действительно, зиждутся на крупных, и частью национальных, капиталах, без коих идти в бой за места на интернациональном Олимпе совершенно невозможно. Организованы они вроде бы абсолютно правильно с точки зрения бизнеса. А во главе их стоят настоящие энтузиасты современного искусства. Назовем эти вселяющие в нас надежду предприятия – хронологически – по мере их открытия. Stella Art Gallery во главе со Стеллой Кей, директора (кураторы) Тереза Мавика и Владимир Левашов. RuArts, владелец Марианна Сардарова, директор (куратор) Сабина Аруджиева. Tatintsian Gallery Inc. Владелец Гарри Татинцян, директор (куратор) Марина Лошак. Все три галереи нацелены на продажу в России западных художников, в первую очередь американских, что неудивительно, ведь так называемое современное интернациональное искусство – это в первую очередь американское современное искусство; самые мощные музеи и учреждения современного искусства – американские и самый большой рынок современного искусства – американский. Вот как сформулировала для себя цели галерея Stellа: "На международной арене проект решает две задачи: став проводником идей западного современного искусства в России, одновременно укрепить позиции и российских мастеров за рубежом. Последнее может быть достигнуто, опираясь на обширный международный опыт основателя галереи, а также на ее многочисленные профессиональные связи во всем мире. Таким образом, будет установлен равноправный диалог двух художественных миров". Конечно, контемпорариартистская Россия пока выглядит на мировом фоне карликом. Однако появление отечественных и бывших отечественных энтузиастов вполне своевременно, это возвращает в русский буржуазный класс потерянную во время реформ 90-х идентичность, связывавшую когда-то отечественную мелкобуржуазную публику с современным искусством и – шире – с современной культурой. Хотя вряд ли тонкой плетью наших энтузиастов перешибешь американский обух. Потому, наверное, они и дружат с этим обухом.

Однако ж радует уже то, что небо над русским искусством проясняется. И что кроме и без того горячо любимых русским сообществом современного искусства американских художественных гениев арт-предприниматели – фаны cоntemporary art собираются выставлять, продвигать на рынок и продавать русские таланты. Уже это одно дало многим надежду: завоевать когда-нибудь международную известность и улучшить свое материальное положение. Американские художники нам дорогу не перебежали. Их наличие в отлично организованных и помпезных галереях современного искусства, а все галереи выглядят впечатляюще, прайс-листы за вещи, которые современными русскими богатеями с трудом опознаются как произведения искусства, поддерживают статус современных русских художников.

С точки же зрения стратегии следует похвалить Stella Art и RuArts, которые ко всему прочему озабочены еще и состоянием современного русского искусства, его содержательными и рыночными возможностями. Первая выставка галереи Stella – Уорхол, Вессельман, Баския. Потом персональные шоу: Сотсас, Кац, Саль, Кабаков, Мэпплторп... В русском филиале: четырнадцать художников, с которыми галерея собирается работать (кого тут только нет!), потом Вадим Захаров и Андрей Монастырский, Осмоловский, Ольга Чернышева. RuArts сделала сначала несколько выставок, среди которых историческая и исторически ценная – о русском видео (кураторы Антонио Джеуза и Олеся Туркина). Обе галереи участвовали на ARCO'05. Хорошая галерея в Москве плюс некоторый капитал для того, чтобы иметь возможность приглашать за свой счет иностранных художников и искусствоведов (лекции богатым русским в Stella читает не только Евгений Барабанов, но и Акилле Бонито Олива, и Кэтрин Бартон из Сhristie's), – прекрасный повод к сотрудничеству с западными деятелями культуры и арт-дилерами. Хотя надо заметить, что в принципе музейная выставка, устроенная Мариной Лошак в московской галерее Татинцяна, настораживает: по-видимому, галерея рассматривает Россию лишь как рынок и не собирается продвигать современное русское искусство за рубежом, если речь не идет об уже давно признанных именах. Да и интересы г-жи Лошак, как замечено, лежат в другой плоскости – в досовременном искусстве. Тем не менее, можно прогнозировать, что теперь многое в художественной жизни, возможно, будет решаться владельцами и кураторами этих пока немногочисленных, но богатых и завязанных на западном арт-бизнесе галерей. Возможно, теперь именно они будут делать имена, причем международные.

Открывшиеся или пока пригрезившиеся возможности дали повод некоторым, молодым в первой половине 90-х, художникам быстро переориентироваться на эту капиталистическую мечту о крупном рынке. Так, Анатолий Осмоловский, заключив договор со Stella, выдвинул лозунг, гласящий, что сегодня тот настоящий современный художник, кто художник крупнокапиталистический, кто может изготовить и выбросить на рынок качественный товар. После чего он впервые в жизни создал несколько действительно товарных, стерильных, как медицинские инструменты, псевдоминималистских-псевдопопартистских объектов.

Понятно, что роскошь и связи мажорных новичков, наработанные больше в иных сферах бизнеса, чем галерейный, вызвала ревность у галерейщиков, многие годы в самых неблагоприятных условиях экономической разрухи 90-х преданно отдававших все силы продвижению современного русского искусства не просто на рынок, но и, в первую очередь, в сознание публики, которая в начале того десятилетия несколько раз поменялась – с советской интеллигенции на люмпенизированную тусовку, а потом на новую мелкую буржуазию. Однако ветераны чувствуют себя совершенно уверенно. Их деловые позиции пока никак не поколеблены. Ведь это их нечеловеческими усилиями и энтузиазмом современному русскому искусству была создана определенная положительная репутация у нашей публики, выращены коллекционеры...

Итак, посмотрим, есть ли это начало новой эпохи или очередная русская реформ-галлюцинация?!

Владимир Сальников
Родился в 1948 г. в Чите. Художник и критик современного искусства, член Редакционного совета "ХЖ".
Живет в Москве.
Страница в Картотеке GiF.Ru.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal