Художественный журнал
апрель 2005

08.01.05 – 25.01.05. Валерий Савчук. "Художник – помни, что был постмодернизм". Выставка "Петербург-2005". Центральный выставочный зал "Манеж", С.-Петербург

Гульнара Хайдарова
Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников "Петербург-2005", открывающаяся аккурат перед православным Рождеством, встречала посетителей вертикально, в стиле дацзыбао, написанным лозунгом: "Художник – помни, что был постмодернизм" (полиэтилен, скотч, принт, 500  180). Лозунг конгениален интенции выставки – показать все разнообразие искусства года. Суммируя отдельные высказывания художников, она предстает как временной срез и посему может рассматриваться как самостоятельный объект, мегакартина или картина времени, что, впрочем, здесь одно и то же. Дать название мегакартине – значит, дать ее концептуальное решение, артикулировать предощущение целого. Лозунг как вид актуального искусства. В качестве имени целого он может придать выставке смысл, а может бесповоротно банализировать событие.

В случае лозунга В. Савчука мы имеем интригу, которая интереснее оппозиции "визуальность/логоцентризм". Автор переосмысливает художественный прием модерна – использовать не только "готовые" предметы ("ready made"), но и готовые тексты: политические лозунги, афиши, рекламные слоганы, надписи на стенах, медицинские рецепты и т.п., то есть своего рода "ready texts". Вспомним реакцию В. Беньямина на революционные произведения дадаизма, проверяющего "искусство на его аутентичность": "Вот натюрморт, который составляется из билетов, катушек ниток, окурков, связанных живописными элементами. Все это помещалось в рамку. И тем самым демонстрировалось публике: посмотрите, время разрывает ваши рамки; крошечный фрагмент повседневной жизни говорит больше, чем живопись. Точно так же, как кровавый отпечаток пальца убийцы на странице книги говорит об убийстве больше, чем текст".

Лозунг Савчука указывает на радикальный разрыв с самой практикой "ready texts", с практикой готового жеста, смысла, высказывания. Смена лозунга – и великое политическое искусство, и актуализирующая уникальность, разрыв с традицией как отработанная форма ее сохранения. "Лозунг дня: все, что опаздывает, не существует" (В. Подорога). Таким образом, и лозунг – всегда лозунг сего дня. Завтра будет поздно.

Фактором, определяющим появление лозунга в качестве средства изобразительного искусства, является рост планетарного самоощущения человека; цивилизационный фактор неизбежно влияет на самоощущение художника, созидающего свои объекты не только в галерее, но и вне ее. Ибо художник чувствует себя ответственным за само существование на земле, за рост загрязнения окружающей среды, и в первую очередь – визуальной, музыкальной, идеологической. Тому пример – ленд-арт ("искусство земли", ландшафтное искусство, искусство среды, объекты в природе), ставший одним из самых модных направлений contemporary art. Космоустроительный импульс художника, работающего со средой, пространствами, идеологией и эстетикой, проявляется также в лозунге, который из предваряющего выставку названия превращается в самоценный объект изобразительного искусства.

Лозунг Савчука можно рассматривать и как концепт выставки. Он дает оптику, посредством которой можно рассматривать выставленное искусство. Сравним этот лозунг с предыдущим, выставленным в Манеже в год миллениума: "Все это – прошлый век" – в нашем, ХХI, веке выставлено искусство, сделанное в прошлом, ХХ. За этой констатацией скрывалась самоирония. Новый лозунг: "Художник – помни, что был постмодернизм" – маркирует этап зрелости контекста, куратора, автора.

Художник провоцирует быть собой, откликаться, говорить из места и для людей этого места (напомню о его новоархаическом манифесте рубежа 90-х). Постмодернизм умер, пополнив ряд смертей, им же провозглашенных. Но так как никто еще не захватил пьедестал моды, не сказал и не убедил всех о наступлении нового философского и изобразительного концепта, не дал имя наступившей эпохе, ситуация чревата крайней неустойчивостью и открытостью новым темам, сюжетам, способам художественного высказывания и экзистенциальной искренностью.

Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal