Художественный журнал
изд. 2004

21.12.03 – 11.01.04. "Новый отсчет: Цифровая Россия вместе с Sony". Галерея М. Гельмана, ЦДХ, Москва

Владимир Сальников
"Цифровая Россия" – наиболее впечатляющее мероприятие в нашем искусстве новых медиа за последние годы – в новой декаде и спустя более чем десятилетие после возникновения или проникновения этих видов современного искусства в Россию. Выставка должна подтвердить претензии современных русских художников на работу в этих разделах contemporary art. Оттого экспозиция получилась большая (занимала две трети площади третьего этажа ЦДХ), видная, даже помпезная, очень зрительная и на редкость доступная широкому зрителю и потому невероятно популярная у публики. В этом смысле следует поздравить организаторов – М. Гельмана, куратора Е. Кикодзе, а также питерского и киевского сокураторов – А. Колосову и Н. Филоненко, да и спонсоров, ведь без участия больших компаний международный видео- и мультимедиа-арт не состоялся бы. Отсюда всеохватывающий характер акции и ее многообразие, если не сказать – эклектизм. Последнее, впрочем, не по вине устроителей.

В качестве экспонатов в ход пошли не только вещи, напрямую относящиеся к новым медиа как к основанному на высоких технологиях искусству. Таковые составляли меньшинство: безупречная работа Аристарха Чернышева "Окончательная настройка", 2003 (три красных куба со встроенными мониторами; когда вы бьете по ним, на экране меняются программы или изображение деформируется в нескольких режимах), и перформанс "Институции нестабильных мыслей" (Украина) "Visual Vinil", 2003 ("сопровождаемая музыкой видеопроекция показывает совершенно иную интерпретацию понятий диджейства и виджейства"). Слишком много живописных опусов, пусть даже обсуждающих проблему "цифрового пространства": подавляющие своей визуальностью черно-белые полотна Пузенкова и скромные акварели в жанре черного юмора Д. Мачулиной – зверушки из розеток и проводов. Если прибавить к живописи "цифровые" картины, то получается, что главным жанром выставки стала картина, создавшая фон для немногочисленных видео и мультимедиа.

Если первая цель шоу – смотр русского цифрового искусства, то второй стала реклама продукции Sony, которая показывалась в витринах рядом с произведениями искусства: прямота и простота бизнес-нравов, невозможная для аналогичной выставки западных художников.

Таким образом, даже живописные картины, не только повествующие о прекрасном мире электроники или, как говорили в 90-е, виртуального, но даже просто задевающие тему восприятия, как триптих С. Файбисовича "Закат над лодочной станцией", 1993, – оказались вполне уместными в качестве средства рекламы спонсора.

К сожалению, содержание творений большинства участников выставки получилось в основном лишь двух сортов. Одни расписывали прелести заманчивой "цифровой" реальности, как будто современные медиа обязали рассказывать исключительно о самих себе, забывая об остальном, что напоминало отечественные ТВ-ток-шоу, где большинство приглашенных – такие же телеведущие. Другие отчаянно юморили над внешне обольстительным, но ограниченным убогими возможностями техники (ведь то, что продается, – уже устарело) миром: в постере Ю. Шабельникова апокалиптические всадники Дюрера смазаны, на картине украинского художника В. Цаголова ведьма в ступе летит по залу станции метро. Вовсю юморят Л. Степанов, В. Мизин и А. Шабуров, Г. Литичевский, Ф. Донцов. Хотелось бы выделить выбивающуюся из букета юмора старую работу Д. А. Пригова, описывающую ранний период компьютеризации страны – адаптацию прибора к тогдашнему массовому, еще советскому, вкусу. И отдельно – музыкальный компьютерный ролик Д. Гутова с песней о портовой проститутке знаменитого шансонье Аркадия Северного на слова Е. Евтушенко. Из массы агиток и хохм выделяются работа АЕС "Action Half Life", до сих пор свежая по приемам работа Г. Ригвавы начала 90-х "Россия все еще опасна" – плод русофобии и паранойи, хорошо известные пылающие фигуры Гора Чахала и инсталляция В. Алимпиева "Олегу".

С точки зрения присутствия собственно новомедийной идеи, кроме упомянутой вещи Чернышева и его другой, уже совместной с А. Шульгиным работы – шлема, надевая который зритель по своему усмотрению может увидеть окружающий мир в нескольких искажающих картину видах, – к сожалению, все остальные авторские потуги по использованию современной техники дальше безыскусной агитации за "оттяжку" в оцифрованном мире не пошли. Что объяснимо не только недостатком технического образования у авторов, но и отсутствием средств для создания технически концептуальных, а значит, технически сложных произведений. Оттого экспозиция и злоупотребляет живописью и цифровыми принтами; последние же – не хайтековей гравировки по мамонтовой кости.

Владимир Сальников
Родился в 1948 г. в Чите. Художник и критик современного искусства, член Редакционного совета "ХЖ".
Живет в Москве.
Страница в Картотеке GiF.Ru.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal