Художественный журнал
изд. 2004

19.12.03 – 15.02.04. Керим Рагимов. "ROADOFF". Галерея Марины Гисич, С. – Петербург

Станислав Савицкий
"ROADOFF" – внятный и хорошо продуманный проект, как и большинство выставок Керима Рагимова. Экспозиция внушительная, авторский комментарий звучит весомо. Все на своих местах: солидная галерея, подробное curriculum vitae, портофолио вызывают уважение. Увеличенные копии картин передвижников разрежены карандашными монохромными рисунками и живописными миниатюрами. На больших холстах русский национальный пейзаж сдобрен дорогими иномарками, на рисунках тщательно выписаны раскуроченные иностранные легковые автомобили, на маленьких картинах – разбитые заморские внедорожники, брошенные посреди великорусских просторов. Мишки – в сосновом бору, грачи – по веткам, а "лендровер" – в канаве. Мысль ясна и лукава: Россию-матушку ничем не одолеть, тем более евротанком с компьютерным управлением. Патриотизм, прозрачность, внятность, хозяйственность и легкая ирония – верный рецепт сегодняшнего успеха. Духовность добавляем по вкусу: идея проекта, по словам художника, пришла как озарение в сердце земли российской – в тверской глуши.

Рагимов – патетический художник, как и многие, вышедшие из круга "Пушкинской, 10" и галереи "Борей". Критика коммерциализации искусства прозвучала еще в его проекте десятилетней давности – распродаже картин на вес (брал недорого – рубль за килограмм). Кроме того, Рагимов – именно живописец, умело работающий с механикой ремесла. Как и чрезвычайно понятный в России девяностых Уорхол, он готов копировать любые медийные изображения – от газетных иллюстраций до картинок, мельтешащих по TV. Поп-артистская любовь к образам повседневной жизни закономерным образом сочетается здесь с машинерией. Если подчинить себя формальному правилу или внешнему ограничению, художественной свободы ничуть не убудет (Довлатов писал так, чтобы слова в предложении начинались с разных букв). Рагимов строит работу тематическими сериями, оттачивая фотореалистический стиль. Пейзажи с видами вестибюлей питерского метро напоминают о сюрреалистской родословной художника-автомата. Цикл изображений "скорой" перед разными станциями метрополитена – дань почтения великим модернистским мономанам. Копирование и стилизации отлаживают серийную машинерию до автоматизма. Медиа-изображения особенно удачно сымитированы в наиболее известном проекте Рагимова – портретах Сергея Бодрова и картинах по мотивам "Брата". Именно медиа-реализм впервые затронул национальные и националистические мотивы, которые обкатывает "ROADOFF".

Иномарки на фоне русских лесов, полей и рек – не только символ евродостатка и евронадежности, но и новый русский евроидеал как таковой (Ролан Барт в далеком 1957 году сравнивал новую модель "ситроен" с современным эквивалентом готического собора). По раскуроченным бамперам и треснувшим паутиной стеклам легко догадаться, что речь идет о закате русской любви к загранице. Даже две уцелевшие на картинах Рагимова машины все равно смотрятся инородным объектом. "Мерседес бенц", хоть и врастает в мох посреди дремучей чащи, не приспособлен для шишкинских медведей, "лендровер" же торчит на фоне пейзажа Левитана как диковинная заморская фекалия. На большинстве картин изображена идеальная русская народная авария. "Форд эксплорер"врубился носом в саврасовскую березу, разбитую "тойоту секвою" бросили у украинской хаты, "шевроле" припорошило снегом на лесной опушке, остальные иномарки совсем неухоженны. Иронические максимы, возникшие из столкновения национального пейзажа и символов общества потребления, не отменяют патриотический пафос этой выставки. Для внутреннего употребления карикатурная аллегория становится политическим плакатом с умеренной националистской насмешкой над "Западом". На импорт же русское в который раз продается под знаменитым тютчевским лозунгом. Контемпорари арт, конечно, прежде всего профессионализм и менеджмент, профессионализм и еще раз менеджмент. Но все-таки зритель – не только крепкий хозяйственник, ожидающий игры с идеологией и культурной мифологией, или иностранный куратор, видящий в русском искусстве этнографический случай. Что касается национальной гордости великороссов, не стоит забывать, что красоты родного края, воспетые в русском национальном пейзаже, – всего лишь результат того, что передвижники были поздними учениками барбизонцев и дюссельдорфской школы.

Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal