Художественный журнал
изд. 2004

Алексей Гарев. "Замещение". Галерея Дмитрия Семенова, С.-Петербург

Павел Герасименко
Работы на выставке Алексея Гарева "Замещение" в галерее Дмитрия Семенова обладают важным для галерейной экспозиции и ценимым вообще в современном искусстве свойством – зрелищностью и художественным изяществом. Свои работы художник создает, используя рекламные образы, технически обрабатывает лица красавиц, которыми заполнены страницы газет и журналов, – очень различные и одновременно одинаковые. Изображение, прошедшее через многократное увеличение, копирование и однотонную заливку цветом, трансформируется художником, который от руки покрывает его графическим орнаментом, текстом с какой-то неизвестной грамматикой.

Совсем не скрывая знание традиции, Гарев использует приемы, в равной мере почтенные и сохраняющие свою художественную значимость. В результате не могли не возникнуть стильные, полные изобразительной культуры работы. Манера Гарева продолжает линию поп-арта, по цветовой гамме его работы сближаются с сериями Уорхола; "дорисовывание" изображения в современном искусстве идет от "самого" Дюшана. Пишущему не остается ничего другого, как привычно проговорить всю историю современного искусства и его взаимодействия с медиа, давно ставшую частью мифологии.

Изображение не значит ничего и одновременно все: выступающие в различных контекстах рекламные образы превратились в эстетически нейтральные. Автореференцию можно назвать основной чертой современных медиа. Художественное и в не меньшей мере социальное звучание поп-арта Энди Уорхола, продолжает чувствоваться до сих пор. Художник, берущий из двух таких различных и "исторических" источников, медийного и художественного, оказывается в переполненном смыслами пространстве. Работая только поверх существующих значений, он "поверхностен" прежде всего. Современному искусству все труднее отыскать пафос в образе медиа, это становится задачей даже не истории, а археологии. Гарев находит выход в дизайнерской природе поп-арта, его работы традиционной картинной формой связаны со стеной и могут удачно служить оформлению модного интерьера.

В нынешнем пространстве искусства, очень плотно заполненном уже даже не художественными цитатами, а их беспорядочно смешанными обрывками: место для собственно художественного жеста, способного выделить автора, минимально. Это место приложения силы художника становится критерием "индивидуальной правды" о нем. Такой непосредственный жест заметен в доработке изображений, к которой прибегает Гарев. Понятие о времени исключено из пространства рекламы, и в этом смысле медийное пространство обладает свойствами рая, населенного совершенными красавицами со статусом "икон". Граффитистские орнаменты в работах Гарева естественно вызывают весь диапазон архаических смыслов: можно вспомнить языческую боязнь пустоты, хорошо известно магическое воздействие на изображение, не в последнюю очередь его порча. Картины покрываются стилистически разнообразными рисунками, от квазимодерновых арабесок до трансгрессивного перечеркивания изображения. "Подростковое" зачернение и дорисовывание фотографий в исполнении художника обладает наивностью. Тем не менее собственная формалистическая ценность линии стоит на первом месте. Графическое побеждает архаическое, художник в Гареве побеждает подростка, он следует очертаниям формы, и заполняя ее своим рисунком, усиливает орнаментальность.

Вторая выставленная серия – "Счастье" – представляет собой покрытые множеством отпечатков портреты тех же героев рекламы. На всех них художником оставлен золотой кружок, самодельный знак, немного напоминающий символы индейцев майя. Имеющий вполне ясные, не в последнюю очередь религиозные, ассоциации, этот ход также означает сведение индивидуального жеста художника к оттискиванию собственного значка, которым автор заполняет рекламное изображение.

Алексей Гарев показывает неполемический тип взаимоотношения с традицией современного искусства, в очередной раз доказывая, что предшествующее развитие искусства не более чем материал. Художник осознанно дистанцируется от локальной культурной ситуации; в стремлении связать свое искусство с общим художественным контекстом он едва ли не буквально "пролистывает страницы" истории искусств. Подтверждением правильности позиции Гарева могут служить только успехи в завоевании арт-рынка.

Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal