Художественный журнал
изд. 2004

Место встречи отменить нельзя

Георгий Никич
1
...И главное – не оказаться перед вопросом, что такое современное искусство?... И всего два пространства, где с ним происходит встреча: физическое и медийное... И дальше открывается прекрасная перспектива возвышенного описания мира "изнутри встречи" – сквозь типологии мест и сред, намерения персонажей, перечни влиятельных обстоятельств... И сама "встреча" обманчиво обещает обязательное "впечатление", химическая природа которого не предполагает возникновения более или менее общепринятых формулировок, но открыта только описанию типологий мест и сред, намерений персонажей, перечней влиятельных обстоятельств...

2
Таким образом, когда человек встречается с произведением современного искусства (пусть даже – явлением современного искусства), то, по сути, это не свидание "субъекта" с "объектом", а скорее ситуация соположения контекстов. Чем симметричнее система соположения, тем статичнее контакт и слабее эффекты.
Контекст прямого контакта, собственно физический контакт производит ощущения.
Взаимоотношение идеологических контекстов объясняет степень понимания (или интерпретации).
Общность и различие медийных контекстов регулируют интенсивность и направление влияния.
Изнутри искусства всегда существует намерение создать асимметричную систему контекстов. Все, что находится "извне", в различных масштабах "ожидает симметрии" и, соответственно, форматирует пространства.
Практически в месте встречи "встречаются" ("пересекаются", "сливаются", "не узнают друг друга") две идеологии, две конструкции, "направленные" и "обработанные" медиа-влияниями. Непосредственный контакт человека с произведением (явлением) также можно понимать как симметрию или асимметрию намерения и ожидания. При этом произведение искусства полагает себя в конкретном ряду произведений, в конкретной среде или ситуации, а тот, кто встретился с ним, – выделяет или не выделяет его из ряда, отличает или не отличает его в среде, связывает или не связывает его с ситуацией. Суммы и конфигурации контекстов могут превращаться в истории, истории могут выглядеть как оценки. Если так, то критерии ситуативны, незначимы или назначаемы. История, суждения или критерии неизбежно станут частью медийного пространства, возможно, дополнят или интерпретируют идеологию, по желанию – станут искусством.

Георгий Никич
Родился в 1954 году в Москве. Искусствовед, консультант художественных коммуникационных и маркетинговых проектов, преподаватель Российско-Британского университета (MSSES). Куратор Московского международного форума художественных инициатив.
Живет и работает в Москве.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal