Художественный журнал
изд. 2004

18.11.03 – 10.12.03. Дмитрий Шорин. "Девочки из соседнего дома". Галерея "Файн арт", Москва

Андрей Кудряшов
Дмитрий Шорин работает в странной манере, которая не позволяет с уверенностью причислить его к тому или иному "-изму". Не то чтобы стилистические эксперименты этого художника как-то радикально дополняли новыми приемами язык живописи или концептуальный контент их изобиловал конструктивными неологизмами. Но слишком узнаваемы мотивы, стиль и настроение работ. Слишком очевидна простота и самобытность, заставляющие подозревать автора в непреодолеваемом биографизме, где звучит, кажется, одна вечно вдохновляющая его тема.

Что же позволяет Шорину, работающему в общем-то в традиционной технике живописания красками, равно уверенно выступать не только на площадке петербургского "Борея", где привечают то крепкий профессионализм, то искренность, то эксперимент (с таким хорошим старомодным акцентом на "талант"), но и в более радикальном пространстве московской галереи "Файн арт", где в цене актуальное искусство?

Дело, кажется, в том, что в живописи Шорин абсолютно непосредствен. Ему не приходится следовать тем или иным стратегиям или концепциям, так как его собственный артистизм рождает образы, вполне (при соответствующем мастерстве) вписывающиеся в современные стратегии, завязанные на новой визуальности и требующие то спекуляций на понятии beaux-art, то следования принципам photo-based art. Такая неконвенциональность рождает импрессионистический импульс, освобождающий не художника (в этом уже нет надобности), а саму реальность. Ей не приходится "позировать", она может вполне себе жить своей жизнью, так как художник вычленит в ней то, что зритель может увидеть сам, если не тянется к пафосу, если сам с собой искренен и честен. Поэтому и девочки из соседнего дома, а не какая-нибудь "звезда". И уж если все-таки "звезда", то непременно в самом неприглядном и дурно пахнущем месте, таком как отданная на поругание посетителям туалета клязьменского пляжа Мила Йовович.

Все же в работах Шорина есть один живописный прием из серии "ставящих пределы". Палитра их складывается, кажется, не из цвета предметов, а из рефлексивных пятен. Это и придает изображению легкость невсамделишности, но оттого нет в нем и присущего именно живописи объема. Форма-фактура-сюжет. И флер подлинности, который исходит только от настоящих фотоизображений. В зарисовках по памяти не может оказаться стольких ускользающих от воспоминания деталей, незначительных, но цепляющих при внимательном разглядывании, а ведь фотореализм шоринских картин в самом их сюжете – не статуарные позы, а как бы остановленные невпопад мгновения повседневной расслабленной экзистенции.

Вас не обманывает это ощущение. Действительно, Шорин пишет с фотографий. Или иллюстраций глянцевых изданий. Что скрывать, полотна вопиют об этом. Ну, вот вам и актуальность, работающая с визуальной составляющей масс-медиа, и щекочущий воображение аматюр, и спрос. И успех.

Название "Девочки из соседнего дома" родилось, видимо, как уступка подспудным требованиям политкорректности или как снисходительно-ироничный слоган, маскирующий настоящее послание Шорина, – этакий шовинизм с человеческим лицом. На самом деле "девочек" как бы и нет. Есть некоторые фрагменты девичьих тел, которые смотрятся прилагаемым "мужских игрушек" – автомобиля, музыкального центра, сотового телефона... То есть они тоже как бы являются мужскими игрушками, но уже в "комплекте", так что тут перефразируется Фрейд и симптомом мужчины становится высокотехнологичная штуковина, а женщина выглядит уже аксессуаром выбранной вещи, оболочкой, присутствие которой только подчеркивает эротизм, пронизывающий наши отношения с вещами.

Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal