Художественный журнал
изд. 2004

10.11.03 – 23.11.03. "Смотровая площадка". Кураторы А. Ерофеев, Т. Волкова. Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу, ЦДХ, Москва

Оксана Саркисян
Десятилетие с начала процесса формирования системы российского современного искусства – вполне серьезный повод, чтобы оглядеться: кинуть взор назад, заглянуть вперед, и выставка "Смотровая площадка" здесь пришлась весьма кстати. Действительно, пришло время подводить первые итоги.

В концепции выставки заявляется ненужность кураторской точки зрения как спекулятивного элемента арт-процесса, и единственным проявлением ее в данном случае можно назвать отбор художников. Этот шаг можно было бы расценивать как близорукость, но поскольку Андрей Ерофеев не просто куратор, он – заведующий Отделом новейших течений Третьяковской галереи, то кажется вполне закономерным, что его внимание концентрируется на художниках, а не на контексте. При всей схожести концепции с "Мастерскими Арт-Москва", эта выставка более авторитетная, так как именно Андрей Ерофеев формирует коллекцию современного искусства главного музея Москвы.

Собрав вместе 12 художников и предоставив им полную свободу высказывания, кураторы, тем не менее, связали их воедино круговой анфиладой проходных залов ЦДХ. Если на "Мастерских" зритель обладал правом выбора, каких художников ему смотреть, то на "Смотровой площадке" он вынужден был пройти сквозь все залы.

Объективная ситуация коллективной выставки осталась бы не отработанной, если бы ее не отрефлексировали Георгий Литичевский и Георгий Острецов, продемонстрировав сотрудничество художников, не объединенных в группу. Но их проект носит ретроспективный характер и посвящен прекрасным временам андеграунда 80-х, когда художники неофициального искусства, "скованные одной цепью", пребывали во внутренней коммуникации. Сами же кураторы не делают разницы между искусством до и после 90-х. И "до", и "после" художник остается "культурным героем", как объясняет пресс-релиз, и на основе "творческой программы" создает своеобразную "форму жизни". В постидеологическом искусстве 90-х еще сохранялись массовые формы жизни, организующие вокруг себя культурное пространство: "Медицинская герменевтика", Новая академия, Анатолий Осмоловский и Авдей Тер-Оганьян. Собранные в одном зале (самом первом), они должны были создать "место силы". Но представлены эти течения были формально: скорее случайными, проходными работами. Упадок и исчезновение этого типа организации художественного процесса символизировали фотографии Ольги Тобрелутс и малоизвестный реди-мэйд от "Медицинской герменевтики".

В анфиладе боксов, следовавшей за этим залом, разместились индивидуальные проекты, более соответствующие новым тенденциям современного общества потребления и свободной конкуренции. Это искусство ориентировано на социальный заказ, и "форма жизни" здесь трансформируется в продукт, становится артефактом актуального высказывания в широком социальном пространстве. В отличие от андеграунда, это уже не культурные поля без четких границ, а вполне конкретные бренды, за которыми даже в случае группового творчества всегда стоят определенные художники.

Большинство проектов, представленных на выставке, были остроумными дайджестами, некоторые – скрупулезной рефлексией творческого процесса, на котором нарциссически вынуждены были сосредоточить свое внимание художники в отсутствие темы. Сами же культурные герои пока не предлагают никакого взгляда ни на роль художника в обществе, ни на систему репрезентации искусства (за исключением Анатолия Осмоловского). Большая часть художников отнеслась к выставке как к показательному выступлению. Группа ESCAPE сделала сложную инсталляцию-ребус, виртуозно продемонстрировав знаковость языка современного искусства. Чтобы прочитать эффектную инсталляцию, сконструированную как сцена после скандала, где все объекты пребывают в динамике, можно воспользоваться подсказкой – фотодокументацией. Cвой внутренний конфликт, симптоматично отражающий двойственность ситуации российской арт-сцены, когда искусство как форма коллективной жизни оказывается невозможным, группа "Радек" представила в виде единой экспозиции, состоящей из отдельных работ каждого из ее участников. Рекламная кампания бренда "Синие носы" вылилась в аттракцион с лилипутами в картонной коробке, продемонстрировав эффективные принципы работы с масс-медиа. Возможно, прослеживается тенденция и в том, что маститые художники Виноградов/Дубосарский, Олег Кулик и Влад Монро представляли свои достижения в монументально-эпическом ракурсе: здесь возникают ретроспективы, музейные витрины, генеалогическое древо.

Собственно, выставка констатировала переходный характер ситуации российского искусства и вполне адекватно отразила сегодняшний день.

Оксана Саркисян
Родилась в 1968 году в Москве. Куратор, критик. Специализируется на российском современном искусстве.
Живет в Москве.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal