Художественный журнал
изд. 2004

10.10.03 – 25.10.03 "Камуфляж быта – тагильский поднос: современное искусство в технологии лаковой живописи по металлу", Нижне-Тагильскиймузей изобразительного искусства, Нижний Тагил

Валерий Корчагин
Перманентная готовность к войне, к мгновенной мобилизации, к нечеловеческим лишениям, способность к быстрому переходу от крупномасштабных действий к длительной партизанской войне – качества, на генетическом уровне укоренившиеся в сознании наших людей. Именно эту проблему недавно "взяло на прицел" актуальное искусствоа: востребованность и обыденность войны, милитаризация сознания, ответственность человека с ружьем за ружье. На эти вопросы художники ищут ответ в милитаризованном обществе, где еще совсем недавно боеготовность с политическим кредо "всегда!" являлась гражданской позицией миллионов. Плацдармом для такого рода исследования стал город Нижний Тагил, в черте которого расположены крупные военные заводы. Здесь проходит ежегодная международная ярмарка вооружений "Russian Expo Arms", благодаря чему город и прилегающие к нему испытательные полигоны объявлены губернатором Свердловской области "зоной военного туризма". Сознание горожан милитаризовано по определению, так как их благополучие напрямую зависит от военного производства, что подтверждают многочисленные щиты с рекламой производимого оружия, словно речь идет о товарах первой необходимости. Они никогда не скажут: прощай, оружие! так как это будет означать – прощай работа и уверенность в завтрашнем дне. Но также и не напишут на броне танка: "За тятю!", так как, продав его какому-нибудь шейху, твердо не уверены, что завтра дуло машины не развернется в их сторону. Такой конфликт закамуфлированной боевой готовности с неготовностью сознания адекватно оценивать латентную вовлеченность в процесс тотальной милитаризации инициировал интерес художников к этому феномену.

Реализация проекта "Камуфляж быта" проходила так. Современным российским художникам было предложено выполнить сетевые эскизы в рамках "милитари"-темы, исходя из собственного представления о предмете исследования. Эскизы были дословно исполнены мастерами лаковой живописи на подносах в технике традиционной тагильской росписи. Посредством китчевых атрибутов промысла был достигнут столь необходимый эффект остранения, позволивший избежать тривиальности и прямолинейной про- и антимилитаристской дифференциации в произведениях. Широкий диапазон толкования художниками феномена войны способствовал рождению самых разнообразных, порой весьма парадоксальных, работ, представляющих войну и готовность к ней прежде всего как наличие и императивность конфликта, причины возникновения которого – в огромном количестве накопленных в обществе разногласий: социальных, экономических, политических, гендерных и т. д.

Внутри объединяющей темы произвольно образовались несколько контекстов, из которых наиболее четко обозначился такой: война и телесность. Его медиаторами стали Вячеслав Мизин с работой "Мсти!", демонстрирующей мужские гениталии, лежащие на подносе (в народе – "хрен на блюде"), Евгений Уманский с работой "Прицел", где в перекрестие оптического прицела попало макроскопическое изображение неведомого растения, по форме напоминающего все те же гениталии. В этой же рубрике работа Олега Лысцова "Тает снег", в которой естественные потребности тела одерживают верх над всем остальным, в том числе и над войной, и работа Валерия Корчагина с эротическим изображением пилота легендарного ночного бомбардировщика У-2. Высшим пиком телесного дискурса явился концептуальный этюд Марины Колдобской "Ебу и плáчу", в котором объединенные союзом глаголы являются своеобразной эманацией противоборствующих сил – Эроса и Танатоса; любовь в камуфляже ненормативного выражения и расплата за нее в виде депрессии и страдания.

Другой консолидирующая подтема – художник и оружие – условно сгруппировала произведения Олега Мавроматти "Красная армия навсегда (RAF) ", Ольги и Александра Флоренских "Потерпевший", "Мишень", "Маузер", "Револьвер", Александры Митлянской "Першинг-2: СС-20", Анны Альчук "Прощай оружие", Марины Ражевой "AnthraX. Летучий огонь" и др. Здесь "нарушителем спокойствия" стал Анатолий Белов, "расписавший" тагильские подносы автоматными очередями.

Всего в проекте приняли участие около сорока художников. Стартовав в Урало-Сибирском регионе, проект будет постепенно смещаться к европейской территории, пополняя количество участников и нацеливаясь на перспективу зарубежного экспонирования.

Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal