Художественный журнал
изд. 2004

02.10.03 – 04.01.04. "FACE UP. Современное искусство из Австралии". Гамбургский вокзал, Музей современности, Берлин

Анастасия Митюшина
В одном из лучших музеев Берлина состоялся смотр современного австралийского искусства. Название лаконичное, но со множеством коннотаций – "FACE UP". Это означает и себя показать, и быть увиденным, столкнуться лицом к лицу. Обобщая, получаем стандартную задачу выставки – представить национальный бренд, познакомить зрителя с ранее ему неизвестным искусством. Тематически задача национального представительства никак не конкретизирована. Отсутствие задающего тон стейтмента кураторы объясняют так.

Во-первых, в случае с Австралией не обязательно утверждать что-то новое, можно действовать "от противного". Вокруг этой страны сложилось так много устойчивых стереотипов, что оспорить их – уже большая заслуга. В этом смысле показательна открывающая выставку работа Каллума Мортона, обыгрывающая стереотип "Австралия – океан, а значит, акулы". Две огромные акульи пасти оформляют входные проемы. То есть чтобы войти в музей, надо согласиться на собственное, пусть и шуточное, пожирание (преодоление стереотипа).

Во-вторых, австралийцы до сих пор не разобрались с собственной идентичностью, чтобы ее можно было представлять как нечто сформулированное. Поэтому кураторы предлагают зрителю понять, в чем "изюминка" австралийского искусства, самостоятельно. Соответственно, разнообразие предлагаемых для анализа работ четырнадцати участников не ограничено практически ничем: они призваны описать художественный процесс в Австралии, артикулируя основные направления и тенденции.

Тем не менее, выставка не превратилась в скучный дайджест достижений. Произведения, представленные на ней, интересны не соответствием мировым стандартам, а своей оригинальностью, которую, не называя, смогли показать кураторы. Точнее, они создали условия, чтобы австралийское "я" стало очевидным для зрителя. Продуманная экспозиция проявляет незаметный на первый взгляд принцип, присущий каждой работе, превращая его в универсальный закон собственного построения. Очень грубо его можно определить как активность пространственно-средовой компоненты.

Инсталляции, объекты, видео, скульптура встроены в пространство музея так, что воспринимаются как соприродные заданному контексту. Вне зависимости от того, предназначался ли произведению отдельный зал, или оно размещалось в холле, вне непосредственной выставочной зоны (кассы, гардероб), или на фоне блестящей (Кифер, Уорхол и т. п.) постоянной экспозиции, произведение оказывалось на своем месте. Все эти "места" складывались в одно целое, хотя выставка была рассредоточена на трех различающихся конфигурацией пространства этажах. Система переходов включалась в визуальный ряд, превращая его из плоского в объемный. Тем самым зритель мог острее почувствовать редкое умение австралийцев работать со средой-пространством, делать его осязаемо-конкретным и в то же время не терять его первозданной неохватности. Еще актуальная для австралийцев "близость к природе", взращенность на открытом пространстве раскрывается как ценность не столько в прямолинейности "гринписовских" сюжетов (были и такие), сколько будучи интегрированной на уровне приема в совсем не-природную проблематику. Таков, например, эффект от видеоработы "Untouchable" художника Дэвида Розетски, посвященной взаимопониманию людей. На трех отдельных двусторонних экранах параллельно идут монологи трех персонажей. Периодически действия героев совпадают: они танцуют общие па. Но соединяет их в единое целое зритель. В зависимости от того, с какой стороны от экранов и к какому из них ближе он окажется, отношения между персонажами прочитываются по-разному.

Подобный незаметный перенос акцента на пространственное решение произведения австралийцы демонстрируют в любом жанре, поразительно свободно обращаясь с языком мирового искусства. Это позволяет им быть интересными для интернационального зрителя, не эксплуатируя набор национальных стереотипов и не изменяя себе.

Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal