Художественный журнал
изд. 2004

24.09.03 – 30.09.03. 11-й мультимедийный фестиваль "Inner Spaces". Познань, Польша

Елизавета Морозова
Познань – третий по величине и самый "немецкий" из польских городов. Но, хотя глобальные событий здесь почти не случаются и происходящее носит, конечно, очень периферийный характер, язык не поворачивается назвать это место провинцией в русском понимании этого слова.

Именно здесь уже 11 лет проходит фестиваль молодого современного искусства, организуемый директором познаньской Академии изящных искусств Томеком Вейландом. Фестиваль имеет свое помещение – галерею с одноименным названием "Внутренние пространства" и круг соответствующих интровертированных и камерных тем ("Прикосновение", "Иллюзия и воображение", "Звук и образ", "Dolce vita" и т. д.), а также более или менее постоянный круг участников и зрителей. Участниками в основном являются несколько белорусских художников, студенты и выпускники лондонской школы Дартингтон и отдельные молодые художники из самых разных стран.

В этом году на фестиваль впервые были приглашены русские участники, однако пока сотрудничество состоялось не в полной мере, но обещает продолжиться.

Публику (довольно многочисленную) в основном составляют студенты академии. Она неплохо подготовлена и обладает культурой восприятия излюбленного жанра фестиваля – перформанса, который здесь понимают в самом широком смысле – от танца до видео. Также существует выставка, где представлены работы, выполненные в других жанрах, но, поскольку все происходящее программно носит лабораторный характер, экспозиция меняется почти каждый вечер.

Тема этого года – "Насилие" – звучала не слишком актуально, во всяком случае для москвичей, поскольку они подобную тематику отработали еще примерно в середине 90-х, в то время как для Познани эта тема, видимо, все еще актуальна. Впрочем, тема не мешала художникам делать отдельные хорошие работы.

Так, молодой белорусской группе "Бергамот" удалось, на мой взгляд, в своем перформансе из цикла "Органическая жизнь" выйти за пределы классического понимания этого жанра, задать множественную трактовку своих действий – от универсальной до гендерной, отчего перформанс выглядел очень современно. Художники (он и она) одновременно, но в разных помещениях совершали акты как прямой, так и символической деструкции по отношению к своему социальному полу и имиджу: Ольга Масловская спиливала каблуки своих туфель, а Роман Троцюк склеивал клеем "Момент" подошвы своих ботинок (прямо на ногах), так что в результате обездвижил сам себя, после чего художница, ковыляя, утаскивала его со "сцены". Произведя таким ироническим образом анализ своего пола и его социальных знаков и символов, художники пытались привести свои социальные роли к общему знаменателю. Он – преодолеть миф о "Настоящем Мужчине", в буквальном смысле обеими ногами стоящем на земле, а она – о "неземной" и потому недоступной Женщине.

Интересной показалась также изящная инсталляция-объект молодого немецкого автора Иво Вебера, состоящая из открытых, но пустых консервных банок, висящих на стене, на крышках которых разместились миниатюрные селения с людьми, животными, предметами. По своему желанию зритель мог закрыть банки, тогда селения оказывались насильно законсервированными. Стоит, кроме того, отметить суперклассический перформанс Натали Вальдбаум (Чехия – Великобритания) "Попытка полюбить себя", во время которого она самозабвенно, до изнеможения то ли кричала, то ли пела. Этот перформанс на первый взгляд кажется повторением хрестоматийного "Освобождения голоса" Марины Абрамович незапамятных времен, но на самом деле отличается от него двумя принципиальными моментами: 1) художница использует свой голос как инструмент перформанса давно и постоянно, 2) она параллельно работает при этом как арт-терапевт с помощью подобной же техники на территории неискусства; таким образом ее действия можно рассматривать как жизненный и социальный проект, а не только как эпизод из серии испытания собственных возможностей, как это было свойственно авторам 60-70-х.

Фестивалю хотелось бы пожелать большей четкости в определении своих границ, стратегии и задач. Тут возможны различные пути – стать более глобальным и интернациональным по тематике, менее камерным, получить более широкий отклик. Или, наоборот, выбрать локальный путь, но тогда работать скорее с местным контекстом. Главное – чтобы контекст был, тогда отдельные жесты участников не выглядели бы случайными. Тогда фестиваль стал бы важным этапом социализации в искусстве для молодых участников.

Елизавета Морозова
Родилась в 1973 году в Москве. Закончила МПГУ им. Ленина (1995), художественное отделение ЦФ СПАТИ "Интерстудио" (Царское Село, 2000), школу "Новые Художественные стратегии" (1999). Художник. Редактор "ХЖ".
Живет в Москве.
Страница в Картотеке GiF.Ru
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal