Художественный журнал
изд. 2004

Быстрее истории?

Олеся Туркина
"Быстрее истории". Куратор Яри-Пекки Ванхала. Музей современного искусства Киазма, Хельсинки. 31.01.04 – 02.05.04

Зимой 2004-го центр Хельсинки был заклеен странными плакатами – четыре диких рожи в шапках-ушанках с синими носами клоунов выглядывают из окна теплушки. Надпись на плакате гласила: "Быстрее истории". Что это? Сделанная в традиции черного юмора пропаганда мобильной связи? Реклама нового кинофильма Аки Каурисмяки? Нет. Это плакат выставки в Киазме, представленной работой группы "Синие носы".

Группа "Famous Five". Время покажет, инсталляция. 2003Кто оказался быстрее истории? Тот, у кого не было времени создавать историю. Тот, кто вынужден был предельно капитализировать время, чтобы оставаться конкурентоспособным. Тот, кто пережил за последнее десятилетие смену прежних социально-политических моделей и передел территорий. В обгоняющем историю поезде, по замыслу кураторов, мчатся Финляндия, страны Балтии и Россия.

Чем отличается выставка "Быстрее истории" от других репрезентаций искусства стран Балтийского моря? Во вводном слове главного куратора Яри-Пекки Ванхалы говорится, что это выставка нового поколения художников, которым повезло, потому что перед ними открылись невероятные возможности. В то же время они столкнулись с тяжелыми экономическими реалиями и ценностями нового мира. Молодым художникам приходится бороться с такими стереотипами, как представление о восточноевропейском и посткоммунистическом искусстве. Тем не менее, нельзя начать все с нуля и работать в историческом вакууме. Финские художники, например, комментируют разрыв гомогенной финской истории в эпоху переписывания истории. Для Финляндии эта выставка – повод проанализировать "восток в себе" и возрастающее влияние русской культуры. Балтийские страны, расширяющие Европейский Союз, в свою очередь открывают новые возможности для взаимных культурных влияний. Политкорректность подобного заявления обоснована "геополитическим" характером Большой выставки, организованной при содействии программы Европейского Союза ("Культура-2000") и финского Министерства образования.

Темы выставки, публикаций в каталоге и однодневного семинара, предварявшего открытие, – время, история, прошлое и будущее. Двадцать художников, представленных на выставке, комментируют политическую, экономическую, медийную, рекламную, поп-культурную современность. История овеществляется и отчуждается в артефактах, которые становятся поводом для иронического Хекки-Эрих Мерила, Арбо Таммиксаар. Добро пожаловать в Эстонию. 2002переосмысления. Так, официальный туристический логотип "Welcome to Estonia" перепоручается таллинскими художниками Хекки-Эрих Мерила и Арбо Таммиксааром персонажам, одетым в стиле хэвиметал. Вместо нейтрального национального типажа, рекламирующего новую Эстонию, – знак агрессивности, вступающий в противоречие с посланием "добро пожаловать". Ре-брендинг представлен в серии петербургского художника Керима Рагимова "ROADOFF". Живописная работа, на которой художник и его друг позируют на фоне "мерседеса", окружена фотографиями старых советских машин, украшенных их владельцами звездой "мерседеса". Логотип – главный герой инсталляции "TM" ("Тrade mark") таллинского художника Марта Вильюса, переносящего товарные марки с одного продукта на другой. Иронический комментарий к потребительской культуре дополняется меланхолической серией фотографий, сделанных художником в 1988, 1999 и 2002 годах в одних и тех же городских ландшафтах. Механизмы масс-медиа переприсваиваются в видеоработе рижского художника Гинтса Габранса "Starix – How to get on TV". Создав свою рекламную компанию "Neostar", он превратил бездомного, живущего на железнодорожном вокзале в Риге, в телезвезду. Парадоксально, что не столько критический подход художника к масс-медиа, сколько особенности официального рижского телевещания привлекали зрителей из других балтийских стран к этой работе. Тема инсталляции американской художницы, живущей в Хельсинки, Лиисы Робертс, "What's The Time in Vyborg?" – идентичность города. Вдохновленная недавней реставрацией библиотеки, построенной в Выборге в 1935-м Алваром Ааалто и пустовавшей более десяти лет начиная с 1944 года, художница спровоцировала различные социальные группы на размышления об этом. В Киазму приехали старшеклассники из Выборга (участвовавшие на протяжении нескольких лет в проекте), которые вместе с художницей воссоздали советскую обстановку, включая такие элементы, как электрический самовар и чай, необходимые в пространстве коммуникации. Инсталляция вильнюсской художницы Лауры Стасиулуте "Nadezhda" посвящена смещенной идентичности. С одной стороны, на видео рассказывается история русской женщины, живущей в Вильнюсе и изучающей одновременно литовский и английский языки в надежде найти свое место в новой Литве. С другой – на стереослайдах, привезенных бабушкой художницы в 1983 году из советского отпуска, демонстрируются волшебные образы крымских санаториев. Желание стереть прошлое и стратегия "вспомнить все" – два полюса, проявившиеся в инсталляции рижской группы "F5" (Famous Five) "Time Will Show" и в видеоработе "Friend of Song" таллинских художников Мари Лаанементс и Килу Сукмит. Леденящая инсталляция "Time Will Show" представляет собой дизайнерский гроб, установленный на цветочном возвышении и снабженный компьютерным экраном, непрерывно транслирующим "цветочные заставки". Обращенная к теплоте воспоминаний работа "Friend of Song" посвящена тайной жизни песен Георга Отса, по-разному воспринимавшегося в зависимости от менявшейся политической Группа "Синие Носы". Let It Вe. 1999, видео. ситуации. Холодное или горячее отношение к истории разделило и российских художников, представленных на выставке. "Теплота" по отношению к прошлому "в себе" проявилась в "Империи вещей" Александра Петлюры, представившего часть своей феноменальной коллекции, и у "Синих носов", которые показали серию видеоработ и фотографий, иронически передразнивающих современность. В то время как Дмитрий Виленский создал инсталляцию, посвященную труду и заявленную как леворадикальная. С "лицевой" стороны демонстрируется документальная съемка, сделанная художником на Волжском автозаводе. С обратной – съемка Тони Негри, выступающего осенью 2003 г. в Париже. Надпись гласит "Художник как Рабочий как Диссидент как Художник".

Дмитрий Виленский. Кричащие. 2003, видеоВыставка "Быстрее истории" и по доминирующим художественным средствам (в основном видео и фотография), и идеологически связана с настоящим моментом. Ее жанр, по определению Екатерины Деготь, можно обозначить как "реалити-шоу". Что это такое в контексте современной художественной стратегии? Не репрезентативное, сделанное как будто скрытой камерой, тянущееся изо дня в день наблюдение. Каковы задачи подобного наблюдения? Поставить вопрос, что такое время, реальность, история. В чем заключается притягательность такого наблюдения? В наслаждении подглядывающего, знающего, что за ним также наблюдают.

Дмитрий Виленский. Кричащие. 2003, видео Вуайеризм как социальная метафора – оборотная сторона художественного эксгибиционизма, продемонстрированного в видеоработе таллинской художницы Эне-Лиис Семпер. Это автопортрет художницы, вновь и вновь переживающей очень личный травматический опыт. Спрятанная и одновременно бесстыдно обнаженная в нелепом костюме зайчика, она представляет от первого лица настоящий "семейный роман".

Ирония и ностальгия, интимность и остраненность художественных жестов в контексте данной территории создавали атмосферу, напоминавшую кинофильм Аки Каурисмяки "Человек без прошлого". Я не знаю, кто я такой, но я живу в окружении исторических артефактов, среди которых затерялись и следы моей личной истории. Экспонаты выставки оказалась между музеификацией времени и свалкой истории. Архитектура Киазмы в этом контексте стала пафосным входом в реальность, музейным порталом, уводящим в повседневность. Важно и то, что эта выставка, по определению Петлюры, "молодежная": многие художники родились после 1970-го. К тому же работы предполагали активное вовлечение зрителей, будь то в культуру скейтбордистов, пропагандируемую хельсинкским художником Тууккой Кайлом, или в компьютерную игру, спародированную в интерактивной инсталляции "I'll be back" Аристарха Чернышева и Владислава Ефимова. Инсталляция, в которой нужно раздавить художников, убивающих терминаторов, основана на предложении художников создать памятник Арнольду Шварценеггеру – Терминатору в его родном городе Граце.

"Быстрее истории" относится к тому типу выставок, которые возникли буквально на наших глазах в 1990-х. В ней парадоксальным образом сочетаются объединение искусства по "географическим зонам" и отказ от национальных брендов, желание фиксировать настоящее и архивный характер, ироническое пародирование масс-медиа и стирание граней между социальной практикой и искусством. Вопрос заключается в том, насколько уместно соревнование между микроповествованиями, продемонстрированными на выставке, и Большой Историей, которая отрицается?

Олеся Туркина
Критик, куратор. Научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея.
Живет и работает в С.-Петербурге.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal