Художественный журнал
изд. 2003

Тема – "Страдание"

Елена Ковылина
(Всего лишь гипотеза)

Меня попросили выслать "сиви" на русском языке для русского музея. Пришлось срочно переводить с иностранного на родной. Ведь "сиви" имеет отношение к карьере, а карьера не имеет отношения к русскому языку.

Но скоро ситуация изменится – в "сиви" скоро ни на одном языке просто не будует надобности. Художник будет вынужден будет делать карьеру другого рода: не в арт-институциях, финансирование которых неумолимо сокращается в большинстве стран, но карьеру человеческую, личную, мужскую или женскую. Художнику скоро придется непосредственно соприкоснуться со своим зрителем в обход разваливающейся арт-системы, войти с ним в личные, дружеские, а также деловые отношения. А потому неизбежна коммерциализация сознания художника, а с ней и искусства в целом.

И здесь нам понадобится, видимо, уже не сиви, а какой-то другой показатель успеха. Видимо, такой же, как и в любом бизнесе, в котором наличие дорогого авто или костюма от известного кутюрье, снимаемая там-то мастерская окажутся важнее, чем перечень выставок в известных музеях. Такой феномен художника коммерчески успешного существовал всегда, но только раньше не признавался художественной системой. Возможен ли в такой ситуации Большой проект? Только если у власти локальной или интернациональной в нем есть потребность. Все зависит от проекта: что мы можем предложить своему народу и что народ предложит миру?

Народу интересна его душа, – ее-то мы утешим, заодно и вывезем на экспорт.

Центральной темой русского фольклора, классической русской литературы является страдание, вот это-то народу и интересно, а богеме интересно развлечение как подчеркнутое преодоление страдания. Поэтому это все равно тема страдания, только в вытесненном значении.

Только бюджет должен быть побольше, это должно понравится любителям и того и другого. Да, в России возможны только Большие проекты с размахом: страна-то с имперскими пережитками. Все изящное и утонченное будет заметно лишь в том случае, если станет декором псевдосталинского фасада. Сделаем Выставку достижений мирового художественного бесхозяйства.

Без телевизора невозможно представить Россию. Нужно включить экран, чтобы он осветил убогий интерьер квартиры, согрев сердце песней, в которой поэтизируется страдание. Мазохистское упоение страданием стало сегментом менталитета, а колючая реальность – унавоженной почвой для процветающего шоу-бизнеса. Глянцевая эстетика, как и гламур, необходима для психологического выживания, они заняли место идеального. Найдено эвристическое средство от старения и увядания, от одиночества и убогости, от лжи и несправедливости: увлажняющий крем для лица, антицеллюлитный крем, обогащающая кожу витаминами маска, горячие обертывания тела лечебной глиной, гидромассаж, защитный крем, фитнес и массаж.

Нам надо только посредством глянцевых журналов внушить зрителю, что искусство – это очищающий, увлажняющий скраб с экстрактом ромашки для русской души, гарантирующий ей гармоничную жизнь в соответствии с западными стандартами, такое специальное средство по уходу за русской душой от лучших мировых производителей, обеспечивающее блеск и аромат на протяжении нескольких часов или лет. Все зависит от масштаба произведения: если маленькое, то действие короче; большое, – следовательно, дороже, но зато действует почти всю жизнь. Главное, вы будете счастливыми, приходите на выставку, если хотите приобщиться к красивой жизни.

Так же, как приписывали к старым словам приставку "евро": евровагонка, евроремонт, мы приписываем слово "современное" к искусству, но это неправильно, нужно говорить "евростиль" или "евробольшой проект современного евроарта" – ну, что-то в этом роде. Или надавить, наоборот, на контраст – "русский арт"!

Развлекающийся собственным страданием отечественный зритель поддержит Большой проект современного искусства в том случае, если он предложит ему наркотическое средство по уходу от борьбы, по уходу от колючей реальности, антимарксистскую теплую сказку о красивой галлюциногенной псевдореальности, в которую можно вплыть на золотой яхте по волшебным волнам экзотического моря. К такому неожиданному диагнозу приходишь в результате размышления на тему Большого проекта в России. Вот и сформулирован рецепт буржуазного искусства, которое спасет Россию, поможет народу, для которого всегда найдутся макароны и порция обезболивающего. Забыться и успокоиться до следующего рабочего утра. Тем самым Большой проект способствует тому, чтобы небольшое количество вовремя приватизировавших газовую и нефтяную промышленность, на совести которых лежит еще большее количество трупов, не успокаивалось на достигнутом.

Как же сделать, чтобы искусство получило вес в нашей стране и одновременно не потеряло бы своего подлинного критического содержания?

Я не знаю.

Елена Ковылина
Родилась в 1971 г. в Москве. Художник. Окончила МХУ памяти 1905 г., училась в Суриковском институте (Москва), Kunst und Medien F+F Schule (Цюрих), в школе "Новые художественные стратегии" (Москва), HDK (Берлин).
Живет в Москве и Берлине.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal