Художественный журнал
изд. 2003

Сургутский вопрос

Георгий Никич
Энергия "шестидесятых", затем – инерция "шестидесятых", и наконец – стагнация "шестидесятых". Таким образом можно описать историю идеи прогресса, историю "видения будущего", историю миропонимания за последние 50 лет. При этом энергия и инерция "шестидесятых" в разных странах выражалась в непохожих "временных графиках": российские "шестидесятые" свой последний всплеск отметили рубежом 90-х, французские – затихли на десять лет раньше, американские следы "шестидесятничества" обрываются где-то посередине между первыми и вторыми. Действия, деяния и открытия, совершенные в 1960-е годы, отличаются равенством результатов – новые общие и перспективные открытия и события эмоционально и интеллектуально "просвечивают" символами индивидуальной свободы и социальной утопии. Студенческие, антивоенные и художественные волнения и протесты приобретали формы революционного акционизма или технологичного шоу-бизнеса. При этом и фестиваль в Вудстоке 68-го года, и революция в Сорбонне формировали и создавали похожие по составу и насыщенности "атмосферы": ощущения общности и в "осадках" – сложение сообществ...В СССР дух "шестидесятничества" анимировал и пафос социалистического строительства. Города будущего, в первую очередь прагматически проектировались как поселение для временного вахтового пребывания освоителей недр, строились как романтические форпосты новой жизни, а понимались как цивилизационные миссии. Слово "первопроходчество", унаследованное от первых покорителей Сибири, во второй половине ХХ века приобрело новый живой смысл, укоренилось, а затем – и до сих пор – законсервировалось, превратившись в исторический термин, искусственно оживляемый в школьных учебниках и выборной риторике...Вопрос состоит в том, может ли современный человек или отдельное сообщество выработать и распространить увлекательные для других системы ценностей и деятельностей, полагающих образы будущего, в частности, например, актуализирующих "первопроходчество": куда, с чем и зачем идти? Что открывать?...Два года назад в Сургуте в рамках фестиваля "60-я параллель" впервые состоялся международный рок-фестиваль, впервые на площади Нефтяников и прилегающих площадях собралось около 40 000 молодых людей (при населении – 320 000). Местный "Вудсток" произошел. Но это было уже 2001-м году, а не в 1968-м – организаторы, музыканты и публика находились в разных пространствах и разных "смыслах". Можно ли "превратить" фестиваль 2004 г.: развлечение зрителей и работу музыкантов перевести в обсуждение насущных вопросов? Должно ли состояться нечто "вместо музыки", или музыка и сюжет события сформируют общую площадку, объединяющую сцену и аудиторию?

...Тот же вопрос относится и к образу других событий, других искусств и предметов. Чем казалось или виделось изобретение факса более 40 лет назад? Возможностью моментально доставить удаленному собеседнику минимально искаженную индивидуальную экспрессию, сохранить подлинность, истинность – состояться и сблизиться в акте романтизированной коммуникации. Простое техническое оборудование, наряду с космическими кораблями, в 60-е легко попадало в разряд гуманитарных символов... С чем же ассоциируется факс сегодня? Серый знак офисной жизни, атрибут рутинного времяпровождения... Можно ли вернуть этому прибору образ романтический и перспективный? И можно ли теперь представлять себе будущие технические открытия в ореоле "свободы"?

В отличие от Голландии, где землю отвоевывают у моря, 30 процентов площади Сургута – это засыпанное песком болото. Это не только факт, но и метафора – неслучайно именно аудитория Сургутского университета становится полигоном очередной "победы над Солнцем" или точнее "Болотом" (непрерывным процессом благополучного потребления "материковых ценностей"). На проекционном экране медленно ползет синхронистическая таблица политических, общественных и культурных событий и фактов, научных и технических открытий, на сцене "шестидесятники" и важные фигуры современного искусства, в зале – студенты и деятели культуры, аналитики и методологи... Смогут ли усилия их воспоминаний и интерпретаций соединиться в совместном действии, жанр которого не определен (но по ощущению находится в диапазоне между "публичной дискуссией", "встречей в чате", "репетицией оркестра" и "семинаром")?

Георгий Никич
Родился в 1954 году в Москве. Искусствовед, консультант художественных коммуникационных и маркетинговых проектов, преподаватель Российско-Британского университета (MSSES). Куратор Московского международного форума художественных инициатив.
Живет и работает в Москве.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal