Художественный журнал
изд. 2003

Сетевое Искусство Протеста

Евгений Фикс
Электронное гражданское неповиновение

Политический нет-арт – радикальное новомодное искусство сегодняшнего дня – продолжает траекторию искусства социального протеста и политического активизма 60-х годов.

Сегодня подавляющее большинство произведений сетевого искусства представляет собой формальные техноопыты, которые с большим или меньшим успехом отражают нарциссизм цифровых технологий. Альтернативой этому техноформализму является "нет-арт-активизм", или "хактивизм", – движение-гибрид, соединившее в себе сетевое искусство и политический активизм. Среди наиболее ярких "хактивистов" – группа художников и теоретиков искусства Electronic Disturbance Theater (EDT) (1), проповедующая электронное гражданское неповиновение в сети. По мнению EDT, "улицы умерли", поэтому у активизма нет другого выхода, как переместиться в сеть.

EDT получил широкую известность в конце 90-х, распространяясь в системе "denial-of-service" (DOS). Среди их главных проектов – FloodNet – атака наполненной семантическим содержанием цели в сети (например, интернет- страница Всемирного экономического форума). Хактивисты атакуют сервер форума, одновременно запрашивая одну и ту же страницу, что приводит к перегрузке серверов и приостановке их работы. Эффективность такой акции прямо пропорциональна количеству участвующих в атаке сетевых граждан. В итоге "виртуальные сидячие демонстрации" часто оказываются эффективнее реальных, тем более, что в электронном неповиновении одновременно могут принимать участие люди, находящиеся в разных географических точках.

При этом хактивисты посещают международные конференции хакеров и уличных активистов. Участие хактивистов в хакерском движении трансформирует его, придавая хакерству политическое звучание и бoльшую интеллектуальную глубину. Хакерство, соединенное с политическим активизмом, перестает быть "чистым искусством" или "уголовно наказуемой деятельностью" и превращается в орудие социальной критики. Уличный активизм, в свою очередь, получает в лице хактивизма чрезвычайно действенный инструмент, часто превосходящий по силе воздействия эффект физического активизма.

Глобализация продолжает оставаться излюбленной мишенью хактивизма. Хактивисты переносят антиглобализм в сеть, оцифровывая метод уличных активистов, устраивающих беспорядки и акции на улицах городов, пытаясь сорвать деятельность Всемирного экономического форума. Деятельность хактивистов – это протест мыслящих сетевых граждан в эпоху неолиберализма.

Неповиновение как перформанс

Рикардо Домингес, один из пионеров сетевого художественного активизма и создатель EDT, начинал в 80-е в Critical Art Ensemble (2). Драматический актер по образованию, Домингес часто переносит хактивизм в область перформанса, поэтому EDT предлагается участвовать не только в фестивалях искусства новых медиа, но и в фестивалях перформанса. В феврале 2003 года мне посчастливилось наблюдать сценическое присутствие Рикардо Домингеса на конференции College Art Association в Нью-Йоркe. Домингес представлял Электронное Гражданское Неповиновение, будучи облачен в костюм мексиканского сапатиста – маску-балаклава. Он говорил громовым голосом, вставляя фразы и отдельные слова по-испански. Его завораживающая манера говорить была подчеркнуто театральна – прекрасно поставленная сценическая речь и классическое актерское образование были налицо.

Усиливая драматическое звучание своих перформансов, Домингес часто использует физическое действие – к примеру, он может писать мелом на доске компьютерный код, трансформируя сетевую практику в уличный театр. Хактивизм Домингеса вышел из агитбригад и политического театра – еще задолго до Critical Art Ensemble Домингес начинал как реальный активист кампании по борьбе со СПИДом, в самом начале эпидемии. Во время своих перформансов он часто дискутирует с аудиторией, рассказывает истории; его техника – своего рода "драматический" гипноз, который возвращает аудиторию в 1968-й.

"Другие" хактивизма

В 1998 г. EDT провел виртуальные демонстрации в поддержку мексиканских повстанцев-сапатистов на интернет-странице Пентагона, Франкфуртской фондовой биржи, президента Мексики Эрнесто Цедильо и Учебного центра Американской армии. В то время как более радикальные хакеры-революционеры останавливали работу серверов деструктивно, часто принося им реальный вред, участники EDT были более осторожными и призывали к "ненасильственному" протесту (согласно американским законам, заведомая остановка работы интернет-страницы может быть истолкована как хакерство, а хакерство ведет к пяти годам тюрьмы и штрафу в 25 000$). Сетевые радикалы оспаривают действенность акций EDT, так как они только замедляют работу атакуемого сервера, не нанося никаких повреждений – серверы возвращаются к обычному режиму работы вскоре после атаки.

EDT отнюдь не единственный сетевой коллектив, исповедующий нет-арт-активизм. Группа The Yesmen деконструирует идеологию глобализации, пародируя официальные интернет-страницы Всемирного экономического форума. Другая группа, называющаяся The Bureau of Inverse Technology (3), вклинивается в передачи нью-йоркского национального публичного радио, чтобы передать свои радикальные сообщения. The Institute for Applied Autonomy (4) помогает уличным активистам избежать видеослежки на улицах Нью-Йорка. Во время одного из последних съездов глобалистов группа хакеров Virtual Monkeywrench (5) выкрала из интернет-страницы Всемирного экономического форума конфиденциальный список, содержащий телефоны, номера кредитных карт и другую конфиденциальную информацию на 27 000 участников, включая Билла Клинтона и Ясира Арафата.

Траектория музеификации

Судьба EDT уникальна, ибо, в отличие от многих других хактивистских групп, деятельность EDT безоговорочно принимается как миром политического активизма, так и художественной сценой. EDT участвует во многих выставках и фестивалях искусства новых медиа. Члены группы выступают с докладами и лекциями на конференциях, в музеях и университетах. По мнению Домингеса они, в первую очередь художники, а их проекты – продолжение эстетики радикального искусства, к тому же многие участники EDT еще до начала их деятельности в сети были известны как художники и теоретики искусства.

В настоящее время сетевое искусство подвергается агрессивной музеификации. Сегодня нет-арт курируется и выставляется не только в новомодных гетто, но и в художественных галереях и музеях, включая две последние биеннале Уитни. Нет-арт, кажется, вскоре полностью разделит участь концептуализма, эстетическая и политическая платформа которого, заявленная в 60-х, была раздавлена его постепенной музеификацией, а затем и коммодификацией. Музеификация притупляет политическое звучание даже хактивизма. Несмотря на то, что хактивизм вовлечен в индустриальную критику, он курируется не меньше, чем формальный, лишенный социального содержания техно-арт. Сегодня, когда музеификация сетевого искусства, включая его наиболее радикальные образцы, уже стала реальностью, нам, видимо, не придется долго ждать момента, когда галерейная система сделает из его произведений "предмет желания".

ПРИМЕЧАНИЯ

1 "Электронный театр нарушения спокойствия" (англ.).

2 "Ансамбль критического искусства" (англ.).

3 "Бюро технологии инверсии" (англ.).

4 "Институт прикладной автономии" (англ.).

5 "Виртуальный гаечный ключ" (англ.).

Евгений Фикс
Родился в Москве в 1972 г. Художник и критик.
Живет в Нью-Йорке.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal