Художественный журнал
изд. 2003

Иллюзия N60

Анна и Михаил Разуваевы
...Это время – начало расползания всего масс-медиального, укоренение однозначного визуального языка – новой пиктографии, переучиваться с которого сейчас уже нет возможности и сил...

Д. К. М

...последнее совместное воспоминание о 60-х – мы, молодые и просветленные корреспонденты "Комсомольской правды", умираем от передозировки на концерте Дж. Хендрикса или Дж. Моррисона, сейчас уже точно и не вспомнить.

...что делать, если энергетика происходящего в стране, независимо от ее (энергетики) значимости (для самой страны и мира), проистекала из-за рубежей Родины и доходила до нас, любопытных провинциалов, через критические статьи в "Технике молодежи" и "Литгазете". Раньше они (статьи) казались необоснованно критическими и мракобесными, а сегодня в них угадываются все ОРЗ современного искусства, которое у нас все еще делается по тем старым журнальным статьям (и неизвестно, плохо это или самобытно).

Разница в критической оценке "современного искусства" в 60-х годах и в данный момент отличается, пожалуй, кардинально – и не из-за перемен в оценках и взглядах критик-менов, а скорее из-за потускнения самого предмета критики – контемпорированного арта. Именно в отсутствии некой романтической силы, всепоглощающего лирического модернизма, на наш взгляд, и кроется ностальгическая иллюзия "N60". Кто-то видит в тех временах скрытую мощь нон-профит-творчества, другие, напротив, скажут, что именно тогда Уорхол сделал деньги предметом творчества; все это, разумеется, рассуждения стареющих умов, для которых воспоминания приятней действительности. Да, это не продуктивно, но приятно, и ничего с этим не поделаешь.

Пора ли говорить о "неиссякаемых источниках вдохновения 60-х", которые снова стали актуальны, – наверное, нет, хотя бы потому, что процесс не прекращался. Совсем молодые художники периодически открывают для себя, через дозированные сбросы новейшей исторической арт-критики, колоссов 60-х. Художники нашего поколения (промежуточный возраст), как бы ни хотели, не в состоянии полностью избавиться от структур мышления, заложенных в детстве, а здесь и технократичность, и противостояние (скрытное) власти. Живые же, классики и неклассики, чье творчество сформировано периодом 60-х, естественно, навсегда там.

Возможно, это – самое романтическое воспоминание нашей цивилизации, стоит хотя бы зачитать список кумиров, доставшихся нам в наследство, да что там говорить...

Если судить о влиянии 60-х по последнему художественному салону "Арт-Москва", то Уорхол – Первоисточник – практически затерялся среди более поздних рефлексий и ремиксов, утратив былой аромат, но не значимость. Мы говорим "современное искусство", подразумеваем...

Последней (60) каплей современного российского искусства, стало то, что эстетика СССР, самая вкусная часть которой выросла именно из 60-х, стала, благодаря превращению в российский бренд (пусть и только внутреннего пользования), активно ратироваться в медиапространстве, и не прореагировать на это как на объективную реальность, увы, не удастся.

Анна и Михаил Разуваевы
Родились в Пензе: Анна – в 1977-м, а Михаил – в 1971 году. Теоретики и практики актуального искусства. Создатели "Площадки для выгула" и студии механического телевидения. Издатели микрожурнала "ГоГлус".
Живут в Пензе.
Страница на GiF.Ru
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal