Художественный журнал
изд. 2003

Способно ли искусство противостоять мировому порядку?

Алексей Пензин
Отвечая на вопрос, стоит прояснить его терминологический ряд. Слово-маркер "противостояние" (но лучше сказать – "сопротивление", resistance) имеет давнюю историю, еще с немецкой оккупации Франции во время второй мировой войны. В широком значении оно вошло в интеллектуально-политический жаргон после неудач массовых проектов революционизирования западных обществ в 60-е годы. Начиная с этого момента речь идет о сингулярном сопротивлении Системе, Власти и, наконец, Новому Порядку позднекапиталистической глобализации. Субъектом здесь выступают отдельные критические индивиды или микросообщества.

Смысл этой позиции скорее компромиссный и даже меланхолический. Для левого интеллектуала в ней заключена своего рода "работа траура" по отношению к ушедшим в прошлое грандиозным революциям. Предполагается, что радикальный подрыв господствующих кодов общества потребления в данный момент скорее невозможен. Им можно лишь сопротивляться (обнаруживать, опротестовывать, дезавуировать) рефлексивными усилиями, делая их публичным достоянием в виде текстов, а также политических, общественных или художественных акций.

Безусловно, сейчас эта позиция – то, что обычно называют сultural left, – становится все менее адекватной. Состояние интеллектуальной среды, в которую она имплицирована, можно охарактеризовать как реактивное и аутичное. Герметизация художественного комьюнити вряд ли позволит продуцировать общественно значимые критические и тем более революционизирующие жесты. Современное искусство как часть интеллектуальных практик должно искать активного контакта со своим внешним, с Историей. Иначе новые протестные движения вполне могут обойтись без него.

Недавно во многих странах мира прошли демонстрации в поддержку африканских рабочих компании Coca-Cola. Эта транснациональная компания, несмотря на принятые обязательства, отказывается выделять дотации для своих сотрудников, которые больны СПИДом или ВИЧ-инфицированы. Демонстранты вышли на улицы с двухлитровыми бутылками из-под кока-колы, наполненными алой жидкостью, "кровью" рабочих Африки. Активистам не потребовалась помощь со стороны художников, чтобы придумать этот грубый, но эффектный "перформанс". Наоборот, та же игра Уорхола с логотипом кока-колы – его стратегия сопротивления – на этом фоне уже кажется несколько анемичной. В практике демонстрантов – никакого травматического повторения логотипа. Его навязчивая потребительская семиотика просто разрушается отсылкой к конкретной истории.

Алексей Пензин
Родился в 1974 г. в Новгороде. Участник группы "Что делать?" Соискатель Института философии РАН. Сфера исследовательских интересов: философская антропология, политическая философия, критический анализ постструктурализма.
Живет в Москве.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal