Художественный журнал
изд. 2002

Как случилось, что я стала художником?

Елизавета Морозова
На самом деле в каком-то смысле я всегда была художником. Только очень долго по необразованности не знала, что это так называется. Во мне всегда сочетался художественный и исследовательский подход к миру. Меня интересовала сама жизнь, общение, отношения с людьми, создание необычных провокативных ситуаций. А окружающие говорили, что художник – только тот, кто рисует. Поэтому я долго не могла найти себе применение и среду.

1. Детство

У меня было очень счастливое детство. Мудрые родители не мучили меня ни бренчанием на фоно, ни занятиями спортом, ни обязанностями по дому. Было много свободного времени, и я его "достойно" тратила, полностью отдаваясь своим играм, которые всем вокруг казались странными. Сама же я относилась к ним очень серьезно, как к работе, и все свои "акции", в которые вовлекала всех окружающих людей – от окрестных детей до папиных аспирантов, тщательно документировала в виде многочисленных самодельных изданий (обычно с неприличными названиями).

В 5 лет создала во дворе клуб мусорособирателей, позже – клуб Юных Соловьев-Разбойников, которые по вечерам всякими изощренными способами пугали прохожих и сами себе платили зарплату за количество напуганных, при этом мы тщательно записывали их реакции. В 7 лет составила словарь детских ругательств. Устроила акцию в защиту угнетаемых колорадских жуков – с плакатами, лозунгами и стихами, которые кончались фразой: "Нет друзей у колорада, только я ему и рада".

Может быть, поэтому намного позже мне так понравился концептуализм с его "мусорной" эстетикой и еще позже – левое движение с радикальными социальными акциями и текстами.

В разное время мечтала или пыталась стать биологом, педагогом, филологом, хиппи, бардом, диссиденткой. Из искусств до сих пор больше всего люблю поэзию, кино и музыку.

2. Психология

Сначала я стала психологом, занималась психотерапией. Кстати, ее основной принцип звучит почти так же, как знаменитая фраза Бойса: "Каждый человек–художник". В том смысле, что каждый – автор собственной жизни, к которой можно и нужно относиться творчески и активно.

Я не рассталась со своей первой профессией до сих пор, для меня психология и искусство – это единое поле. И там, и там я занимаюсь примерно одним и тем же, только немного разными способами. Мне нравится влиять на людей и вдохновлять их своим примером на то, чтобы изменить себя и свою судьбу. В этом смысле большинство моих проектов можно назвать арт- терапевтическими. И многие ходы для них вначале я брала из известных мне психотерапевтических упражнений. Мне удалось связать психотерапию с опытом современного искусства. Сейчас я одновременно заканчиваю психологическую аспирантуру, преподаю психологию современного искусства студентам-психологам и арт-терапевтам.

Но психологии мне всегда было мало.

З. Хэппи-энд

Однажды я, как гадкий утенок, наконец нашла своих. Случайно попала в 1991 году на первую конференцию по постмодернизму, где были Пригов, Рубинштейн и многие другие. Узнала про "КД", перформансы, и все встало на свои места. Уехала жить в Царское Село под Петербургом, где получила художественное образование и обрела среду единомышленников.

Позже, когда я вернулась в Москву, произошло погружение в профессиональное сообщество, знакомство с институциями, обучение в Соросе, стала интересоваться социальной жизнью, "дискурсами" и "контекстами". Сейчас меня больше интересуют вопросы формы, сделанности, детали, продукт, чем просто акции.

4...Или

А может, все было не так. И причины того, почему я стала художником, другие, еще более личные. То, что хотела всегда все делать наоборот, назло родителям, которые, конечно, же хотели для меня более обычной, спокойной и благополучной жизни.

...Или то, что первой любовью был художник...

Елизавета Морозова
Родилась в 1973 году в Москве. Закончила МПГУ им. Ленина (1995), художественное отделение ЦФ СПАТИ "Интерстудио" (Царское Село, 2000), школу "Новые Художественные стратегии" (1999). Художник. Редактор "ХЖ".
Живет в Москве.
Страница в Картотеке GiF.Ru
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal