Художественный журнал
изд. 2002

Anamnesis vitae Леонида Тишкова

Леонид Тишков
В моем случае биография конструирует меня как художника. Различные случаи жизни – составная часть формы и содержания моего искусства. Все истории, альбомы, книги, объекты и видео, созданные мной, – фантастическое описание самой жизни, преображенный контент моей биографии. Если доктор отвлечется от моего anamnesis vitae, то вряд ли разберется, зачем и почему появилось то или иное произведение. Допустим, что я пациент и врач одновременно. Предварительный диагноз – мифомания с элементами биографизма, фетишизация биографии, внимание к месту рождения, деталям, событиям жизни, использование повседневной жизни как материала искусства.

Леонид Тишков, 49 лет, родился в небольшом районном городке Нижние Серги Свердловской области. Был третьим и младшим сыном в семье, тем самым младшим, кого в русских сказках обычно величали Иванушка-дурачок. Действительно, сейчас его старший брат – директор института, средний – врач-реаниматолог, сам же он – художник.

Недалеко от его городка стоит неприметный деревянный столбик, на котором две стрелки: "Европа" и "Азия". Часто он с друзьями собирал ягоды или грибы неподалеку. Можно было встать в Азии и пописать в Европу, или наоборот. Возможно, это стало причиной раздвоения личности художника.

Деревянный дом, в котором он жил, стоял у подножия горы Кукан на берегу искусственного водоема. Воды он боялся, леса сторонился, как всякий уралец. В шестилетнем возрасте видел водолазов, которые вытаскивали утопленников из пруда. Отсюда его водолазы. Гора Кукан и гора Больничная, по его словам, похожи на две доли печени.

Его мать была учительницей младших классов. Он часто помогал ей проверять тетради и выполнял "прописи" для учеников. Отец был учителем географии и научил его пользоваться компасом.

В детстве был необщителен, сторонился компаний, футбола и других массовых игр.

Два его единственных друга детства Леня Бандурин и Сережа Колмаков сошли с ума и умерли в интернатах.

Никогда не был в детском саду, отказался жить в пионерлагере, хотя пионером был, в комсомол его приняли даже раньше 14 лет.

Из детства помнит высокий снег, ледяные узоры на окнах, холодный крашенный суриком пол, бесконечно шумящий Завод, пар изо рта, людей в шапках и валенках. Снег часто бывал черным от копоти труб.

Много читал Бажова, советскую фантастику, журнал "Знание – сила". Ходил каждую неделю с авоськой в библиотеку.

Явного изобразительного таланта у него не было. Иногда перерисовывал картинки из книг. Учился на "хорошо", имел проблемы с физкультурой. Сразу после школы уехал в Москву. Поступал безуспешно на биофак МГУ, из-за страха попасть в армию поступил учиться в 1-й Медицинский институт им. И. М. Сеченова, ныне Медицинская академия.

Помнит первые впечатления о Москве: запах цветущих лип и голос Дина Рида из открытых окон огромных домов.

Учеба в медицинском (1970 – 1978) давалась с трудом. Параллельно рисовал, сочинял стихи, много читал (поэзия, философия). Сейчас читает мало, ссылается на слабость зрения. В 1973-м был в академическом отпуске, лечился в том же институте от нервной астении. В этом же году начинает печатать в прессе свои карикатуры. Прославился на этом поприще, получал международные призы, участвовал в выставках Горкома графиков.

После окончания института один год работал врачом-гастроэнтерологом.

С 1979-го по 1982-й служил в редакции Медицинской Энциклопедии научным и художественным редактором. Рисовал научные иллюстрации, редактировал к ним подписи.

С 1982 года нигде не работает. Иллюстрировал книги, в 1985 году по рекомендации Игоря Макаревича был принят в Союз художников. Участвовал в архиве МАНИ.

Политикой не интересовался. В группы не входил, хотя работал в мастерских в Фурманном переулке и на Чистых Прудах.

С 1989 года показывает свои работы на выставках. Сочиняет истории, считает себя художником и литератором.

С 1990 года собирает старую одежду своей семьи, вместе со своей матерью изготавливает из них мягкие, с его слов, объекты, особенно выделяет старые носки. Использует их для производства даблоидов:, по его словам, они символизируют ментальный багаж человека.

Постоянно один-два раза в год посещает места своего детства, поднимается на гору, сидит на вершине. Зимой 1997 года, прицепив к спине матерчатые крылья, пытался прыгать с вершины.

В 1999 году со своей женой сделал куклу, назвал Никодимом, возит ее по всему миру (Индия, Непал, Япония и др.). Показывал ему свою уральскую гору.

Имеет склонность к анатомическим атласам, учебникам по медицине, анатомическим музеям. Продолжает поддерживать связи с кафедрой анатомии Медицинской академии. Хранит белые халаты. Собирает медицинский инструментарий. Представляет свою память в образе разъятого тела, внутри которого – заснеженный уральский лес.

Заявляет: "Если бы я не родился на Урале и не провел свое детство под Горой и у Озера, я бы не знал, что рассказать о мире. Если бы я не был врачом, я бы не стал художником".

Считает: мифологизация бытия – основной закон художественного творчества. Почувствовать себя персонажем своей удивительной жизни – значит стать художником здесь и сейчас. Биография – прямой повод для создания произведений. Искренность – главный метод художника, ВСЁ в нашей жизни достойно отклика и волнения души живущего.

Если в темном переулке тебя спросят: "Искусство или жизнь?" – выбери жизнь, отдай искусство. Лучше быть живым человеком, чем мертвым художником. Состояние пациента стабильное. Адекватен, дружелюбен, говорлив. Мысли излагает путано, мышление образное. Нуждается в дополнительных исследованиях и консультации окулиста.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Anamnesis vitae – анамнез жизни. "Анамнез (от греч. anamnesis – воспоминание) совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и др., собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики". – СЭС, М., "Советская энциклопедия", 1990.

Леонид Тишков
Родился в 1953 г. в г. Нижние Серги (Свердловская область). Художник, куратор, литератор. Один из ведущих современных художников. Автор многочисленных персональных выставок, в том числе в Музее современного искусства Софии Имбер (Каракас), в Музее Дюкского университета (США), в Центре современного искусства и архитектуры Фаргфабриккен (Стокгольм) и др.
Живет в Москве.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal