Художественный журнал
июнь 2002

Почему я занимаюсь живописью

Гор Чахал
(художник, Москва)

Только ею, в общем-то, и занимаюсь. Если, конечно, под живописью понимать изобразительное искусство. Последние лет десять последовательно отстаиваю и отстраиваю изобразительность в визуальном искусстве. Если же рассматривать живопись как процесс целенаправленного, а равно и бесцельного движения зажатым в руке инструментом (кистью, мастехином, валиком и т. п.) с нанесенным на него красящим веществом (масляной, акриловой, акварельной и т. д. краски) по специально подготовленной для этого занятия поверхности (холсту, картону, бумаге, стене и т. п.), то – да. Простите, не занимаюсь. Потому что история развития живописи (во втором смысле) закончилась движением, получившим название абстрактный экспрессионизм. После которого живописный метод свелся к разного рода стилизациям и цитациям, а изобразительное искусство, отказавшись от прямого (уникального) авторского жеста, стало последовательно осваивать производственные (шелкографические, фотографические, кинематографические, полиграфические, мультимедийные) технологии, дематериализуя изобразительный язык и развивая его от языка кустарных ремесленников до языка современного постиндустриального информационного общества, а с появлением цифровой техники уже вплотную приблизившись по уровню воспроизводимости к вербальному и музыкальному (нотному) языкам. Таким образом, информационные (содержательные) критерии качества в изобразительном искусстве современного общества замещают материальные (формальные). Процесс этот несомненно тормозится архаичными принципами функционирования художественного рынка, по-прежнему основанными на антикварной ценности произведения как вещи. Но очевидно, в конце концов он должен будет реформироваться, чтобы прийти в соответствие с уровнем развития современной культуры. Но рынком я не занимаюсь. Я занимаюсь виртуальной скульптурой, которая, одновременно являясь произведением искусства и его репрезентацией, образом и объектом, оригиналом и копией, вполне (на мой взгляд) отвечает характеру современных представлений об изобразительности в искусстве.

Конечно, это если рассматривать изобразительное искусство как исторический процесс прогрессивного развития визуальной культуры. Но, вероятно, существуют и другие взгляды на историю искусства. Например, принцип сезонной цикличности моды. Весной у нас актуален видеоарт, зимою – живопись, а осенью подходит нонспектакулярность. Завораживающие запутавшуюся в неразберихе кризисных контекстов публику вербальные пассы современные профессиональные колдуны-искусствоведы найдут легко, уж в чем-чем, а в этом поднаторели. Пусть ворожба эта действует недолго. Не беда. Главное – сезон продержаться. Создать видимость жизнедеятельности. Что ж, как говорится, на всякую человеческую глупость есть Божья премудрость. Будем надеяться. Пережили новый русский акционизм, переживем и новых живописцев.

Александр Шабуров
(художник, Москва, Екатеринбург)

Живопись и рисование мне близки неимоверно. Я получил классическое художественное образование, везде был первым учеником. В ДХШ меня нацелили быть великим художником, я не расставался с блокнотиком и ежеминутно делал "наброски" и "зарисовки", брался воплощать взрослые темы.

Потом обнаруживаешь, что в реальной жизни "великим художникам" места нет. Оказывается, это не осмысленная и общественно значимая деятельность, а непонятно что. Желание быть классическим художником улетучивается. Традиционные средства и традиционная роль художника оказались девальвированными.

Постепенно находишь способ осмысленной художнической деятельности, но под рукой уже другие средства и технические возможности – ксерокс, фотолаборатория, печатная машинка. Хотя зуд рукотворчества остается.

В использовании фотосредств дошел до логического конца году в 1989-м, а живопись (и рисование) до сих пор остается для меня художнически не оприходованной областью. Иногда зарабатываю этим на жизнь. Год назад, например, одному депутату Госдумы сваял на заказ портрет его друга – директора Серовского металлургического завода, вытягивающего родное предприятие из болота. Да и жена совсем недавно еще приставала: нарисуй меня, пока я молодая и красивая, ты же можешь!

Виктор Алимпиев
(художник, Москва)

В фильме "Список Шиндлера" есть эпизод, где герой предлагает другому взятку – какое-то ювелирное изделие – со словами: "Скоро мы все будем нуждаться в портативных ценностях". Живопись в какой-то момент (в середине девяностых) стала тяготить своей принципиальной непортативностью: и в ценностном, и в экзистенциальном, и в грубо материальном смыслах. Похоже, сейчас параметры "движимости" меняются, но я бы предпочел вообще не "нуждаться в портативных ценностях".

Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal