Художественный журнал
июнь 2002

Американская торговля паранджой

Владимир Сальников
Московские гастроли Ширин Нешат. 31.03.02 – 03.04. 02.

Славная американская художница Ширин Нешат (р.1957) в компании ассистентов, красивых восточных мужчин, и сына, прогастролировала по Москве. Сначала она встретилась со сверхузким кругом московских художников и кураторов в Институте современного искусства, потом прочитала лекцию о своем творчестве в Американском культурном центре, далее представила свои проекты в Музее кино, также провела мастер-класс, а под конец показала фильм своего мужа Шорши Азари – "К" – в том же Музее кино. Вся эта активность вызвала большой фурор не только в комьюнити столичных мастеров контемпорари арт, всегда готовых поглазеть на приезжую знаменитость, но и среди московских фильммейкеров в лице студентов ВГИКа. Далее компания проследовала в культурную столицу.

В Москву весть о Нешат принесли счастливые посетители Венецианской биеннале, где видеоинсталляция художницы "Беспокойный" (1999) выгодно выделялась среди интернациональной скучищи своей задушевностью и кинематографичностью. После того как эту работу показали на прошлогодней ярмарке "Арт-Москва", слава художницы быстро распространилась среди передовой в смысле художественного вкуса московской молодежи. И вот, наконец, маэстро среди нас: выступает в Американском центре. Маленькая смуглая красавица с большими серьгами в ушах, с ярко подведенными глазами, но в джинсах и с мимикой американского менеджера рассказала о себе. О том, как переехала в США (1974), как училась в Беркли и как после травмирующей поездки в революционный Иран неожиданно для себя стала заниматься искусством уже как художник. Первые работы Нешат – каллиграфически совершенные тексты, написанные арабской азбукой на фотоизображениях автора, играющего мусульманскую женщину в черном, печальную и страстную. Искусство Нешат предельно зрительно и чувственно. Художница пытается выжать из своих средств – черно-белого видео, отснятого сначала на кинопленку профессиональным кинооператором профессиональной кинокамерой, и тщательно срежиссированного звукоряда – максимум эффективности, которую легче всего обозначить старинным словом "катарсис". Именно катарсис выбивают из зрителя ее сентиментальные, но одновременно эпические, в духе Эйзенштейна и Пудовкина, произведения о красотах и ужасах исламской экзотики. Сама художница утверждает, что хочет донести до зрителя красоту, заключенную в исламской традиции. Главная ее тема – напряженные сексуальные отношения в мусульманском обществе. Обычная для художницы форма видеоинсталляции – два экрана, на каждом из которых происходят так или иначе соотнесенные друг с другом действия. Например, сначала на одном экране поет мужчина, в это время на другом молчит женщина, – "Беспокойный". Потом персонажи меняются ролями. В 1996 году художница стала заниматься кино (ведь ее видеоинсталляции и так напоминают этюды студента киновуза). В видеофильме "Биение" (2001) в полупустом и темном интерьере невыносимо сладкая восточная красавица подпевает радио. Сначала вы вообще не видите, что происходит. Только слышите мелодию. Камера медленно приближается к глухой стене, и вот – вы замечаете героиню, самозабвенно отдающуюся, иначе не скажешь, пению.

За 90-е Нешат сделала головокружительную карьеру, скорее всего, на исламской конъюнктуре: Иран кровный враг США. А сегодня, когда Америка объявила крестовый поход радикальному исламу, одновременно притворяясь покровителем мусульманства, творчество Нешат как никогда актуально для США, хотя бы в пропагандистском плане. Не зря директор Культурного центра в конце своего вступительного слова поблагодарила Госдепартамент США, "без которого не было бы этого Центра", мы же подозреваем, и не состоялась бы поездка американской художницы, которая, вероятно, имеет прямое отношение к программе пропагандистских акций, призванных показать позитивное отношение США к исламу и американским мусульманам.

Фигура Ширин Нешат в американской культуре столь значима, что даже Филипп Гласс, звезда американской авангардистской музыкальной попсы, попросил художницу сделать совместный фильм – "Шествие" (2001). К мрачному видеоряду композитор написал танцевальную музычку в балканском вкусе, где вполне уместным оказался бы соловьиный голос и лиричность Валерия Меладзе.

Столичная публика разделилась. Вгиковцы клялись, что художница перевернула их жизнь и творчество. Однако породившие поэтику Нешат истоки легко обнаруживаются в раннем советском кино. Но, видно, американская художница оказалась догадливее молодых русских кинематографистов.

Художники же заподозрили в "Ширин Нешат" лишь брэнд, над которым в течение нескольких лет за большие деньги работает бригада квалифицированных художников, режиссеров, операторов. "У нас", в Алматы, приближающиеся по художественности, киношности и пафосности ведеоинсталляции делают разве что Рустам Хальфин и Юлия Тихонова, но вещи их не исламские, а тюркские. А с тюркизмом международной карьеры пока не сделаешь. Потому и делают свои работы эти казахстанские художники почти исключительно на свои деньги.

Владимир Сальников
Родился в 1948 г. в Чите. Художник и критик современного искусства, член Редакционного совета "ХЖ".
Живет в Москве.
Страница в Картотеке GiF.Ru.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal