Художественный журнал
изд. 2002

Анита Малмквист, Улла Вест. "С глаз долой – из сердца вон".

Богдан Мамонов
06.12.01 – 13.12.01. Анита Малмквист, Улла Вест. "С глаз долой – из сердца вон". ТВ-галерея, Москва

Надо признать, что нам в общем-то довольно редко удается посмотреть выставки собственно видео или тем более цифрового искусства. Присутствие монитора в экспозиции стало одно время чуть ли не хорошим тоном в любой выставке, претендующей на актуальность. Между тем даже в ТВ-галерее, где наличие видео в концепции каждого проекта было обязательным, зритель чаще наблюдал видеофильмы или видеоперформансы, а не видеоарт как таковой. Но, возможно, усилиями Марии Чуйковой, занявшей пост куратора галереи, ситуация начнет меняться. Во всяком случае, выставка двух шведских художниц – во многом плод ее усилий. Анита Малмквист и Улла Вест – мастера цифрового и видеоискусства. В Москве они впервые осуществили совместный проект, и опыт получился удачным. Во всяком случае, видеоинсталляция "С глаз долой – из сердца вон" – пример типично западной интерактивной работы. Западной в данном случае потому, что при всей видимой простоте шведской инсталляции она построена даже не столько на сложном технологическом приеме, сколько на специфическом мышлении, которое возможно развить только в условиях постоянной работы с высокими техологиями.

Что же предлагают нам Анита Малмквист и Улла Вест? В большом зале ТВ-галереи два монитора развернуты лицом к стене, но с таким расчетом, что зритель легко может заглянуть в экран. Привлеченный звуком и кокетливой доступностью видеоряда, зритель устремляется к монитору, дабы сорвать покров неизвестности с изображения, но... телевизор гаснет, стоит взгляду коснуться экрана, и тут же незамедлительно загорается второй монитор. Зритель направляется туда, но и там встречает аналогичный прием. Благодаря специальным вмонтированным в стену датчикам, экран реагирует на приближение человека и переключает мониторы. На долю зрителя достается только звук, по которому можно лишь гадать, что же за картинку представляют художники, да еще обрывки изображения, которое все-таки успеваешь ухватить, перебегая от экрана к экрану.

Фоном инсталляции является видеопроекция на большом экране, служащая некой философской метафорой: в темном поле появляется точка, которая преображается в звездное небо, а затем в беспорядочное мелькание электронных частиц, чтобы вновь возвратиться к точке.

Проект Аниты Малмквист и Уллы Вест, помимо своих технологических особенностей, интересен нам сегодня еще и тем, что это пример нонспектакулярной работы в области, в которой мы все же привыкли постулировать зрелищность.

Богдан Мамонов
Родился в 1964 году в Москве. Художник, критик и куратор современного искусства.
Живет в Москве.
Страница в Картотеке GiF.Ru
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal