Художественный журнал
изд. 2002

Дмитрий Цветков. "Голд раш". Владислав Мамышев-Монро. "Бен Ладен в Москве (Жестокий романс) ".

Богдан Мамонов
13.12.01 – 06.01.02. Дмитрий Цветков. "Голд раш". Крокин-галерея, Москва

17.12.01 – 18.12.01. Владислав Мамышев-Монро. "Бен Ладен в Москве (Жестокий романс) ". Айдан-галерея, Москва


Истинной рождественской "звездой" этого сезона стал Дмитрий Цветков со своим проектом "Голд раш". Путь Цветкова в московском актуальном искусстве легким не назовешь, однако сегодня он – один из наиболее популярных столичных художников. Составляющие его успеха, как верно заметил в каталоге А. Панов, просты: "Цветков сумел соединить редкие для актуального художника компоненты – классическую, почти женскую, многодельность и одновременно доступность, не нуждающуюся в излишних комментариях самого автора или критика". Дело в том, что художник апеллирует к тем мифологическим корням, которые неизбежно отсылают нас в собственное детство. Вот и на выставке в Крокин-галерее Цветков соединяет любимую военную историю – некий музей оружия – с Новым годом, превращая праздник в полукарнавальный военный парад. Дед Мороз здесь – это снежный человек с ружьем, а Снегурочка, подобно легендарной Анке, снабжена пулеметом. На стенах галереи – целый арсенал из мечей, кинжалов, пистолетов и гранат. Но не будем подозревать художника в желании привнести в мирный праздник вкус антитеррористических операций, ведь милитаристский пафос темы он нейтрализует материалом, из которого изготовлено оружие, – это тряпки, мех, тесьма, бисер – словом, карнавальная мишура, напоминающая о том, что праздники цикличны, как, впрочем, и войны. Цветков не гонится за актуальным контекстом, и не его вина, что сама история нередко начинает коррелировать с его творчеством. Подлинная реальность этого художника – это реальность мифа, а война – как раз один из главных мифологических мотивов. Как известно, мать знаменитого Ахилла, спасая сына от превратностей Троянской войны, спрятала его среди женщин. Замаскированный в женские одежды, герой коротал время за вышиванием, пока его не обнаружил хитроумный Улисс. Занимаясь рукоделием, Ахилл, вероятно, должен был продуцировать то, что делает сегодня Цветков, – оружие. Возможно, и сам Дмитрий уподобляется древнему герою, укрывшись среди женщин (своих помощниц Дарьи Цветковой и Филимоновой Катерины) от опасностей, подстерегающих его в лице пресловутой актуальности. Но где тот Улисс, который выведет Цветкова на чистую воду, предложив ему вместо тряпочного оружия настоящее?

Если следовать мифологической логике, то декоративное оружие Цветкова предназначалось для какого-то мифологического же воителя, и такой действительно нашелся в лице всем известного Мамышева-Монро или, можно сказать, всем известного бен Ладена. Именно в его образе явился в Москву неугомонный питерский лицедей. В компании с Айдан-галереей и корпорацией "Техносила" он представил проект "Бен Ладен в Москве (Жестокий романс) ". Монро в своей артистической практике демонстрирует культурный механизм, превращающий реальность в миф. Именно поэтому для него нет разницы между Мерилин, Гитлером или Иванушкой-Дурачком. Впрочем, только ли для него? Ведь именно по такому принципу работают масс-медийные технологии, превращающие личность в имидж. Осама бен Ладен сам в этом смысле скорее жертва, чем злодей. Ведь сегодня его растиражированный образ стоит в одном ряду с Микки-Маусом и кока-колой. То, как смещены сегодня границы реальности и мифа, хорошо продемонстрировала нам предвыборная передача с Бушем-младшим, повторенная CNN сразу же после взрыва "близнецов". На вопрос "что такое Талибан?" будущий президент после мучительных раздумий ответил: "Это, кажется, такая рок-группа". Что ж, коли это так, то, наверное, прав Штокхаузен, называвший события в Нью-Йорке 11 сентября "грандиозным произведением искусства". Поистине чудовищные спецэффекты использует эта "рок-группа", куда уж тут "Ромштайнам" и Мерилину Менсону. Кстати, рейтинг бен Ладена в СМИ в период осенних событий далеко опередил этих радикалов.

Мамышев, естественно, не мог пройти мимо образа террориста номер один. В образе лидера талибов он совершил путешествие по Москве в сопровождении некой гурии (в действительности – жены художника). Совершая свою прогулку в закрытом мерседесе, Монро – бен Ладен время от времени являлся народу и, что забавно, вызывал сплошь радостную реакцию москвичей. (Одна из особенностей воздействия СМИ на сознание – это то, что они снимают оппозицию "реальное/нереальное", а значит, и любые критические критерии.) Репортаж об этой забавной прогулке и был продемонстрирован в Айдан-галерее. Видеофильм сопровождался знаменитым хитом Вахтанга Кикабидзе "Вот и все, что было" в исполнении автора, то есть Монро. Последнему можно поставить в упрек то, что, иронически отражая механизмы растворения реальности в мифе, он на самом деле и сам встраивается в эти процессы, становится их частью и лишает свой жест подлинной критической силы.

Богдан Мамонов
Родился в 1964 году в Москве. Художник, критик и куратор современного искусства.
Живет в Москве.
Страница в Картотеке GiF.Ru
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal