Художественный журнал
изд. 2001

В будущее возьмут всех

Дарья Пыркина
Сергей Волков. "В будущее возьмут всех". Галерея М. Гельмана, Москва

Название нового проекта Сергея Волкова моментально отсылает к творчеству Ильи Кабакова и, в частности, к одной из последних его работ, экспонировавшейся на 49-й Венецианской биеннале, – "В будущее возьмут не всех". В упомянутом проекте, по словам самого Кабакова, люди разделяются на несколько групп – это те, кто уже попал в будущее, кто туда еще попадет и кто не попадет никогда. В этой работе Кабаков, по всей вероятности, старается изжить страх, свойственный как большому художнику, так и "маленькому человеку" – излюбленному герою Кабакова: на заброшенном перроне остаются лежать как будто бы его собственные более ранние произведения.

При переносе названия Волков "теряет" частичку "не". Что же при этом меняется в мифологии, заданной Кабаковым? Проект Волкова включает как единичные произведения, так и отдельные работы из серий, но при этом экспозиция не выглядит разнородной. Интересны эти вещи и с точки зрения техники, представляющей апроприацию новыми технологиями старых, традиционных, – компьютерная графика, ретушированная кистью. Каждая работа репрезентирует то или иное направление сегодняшней мысли, а все вместе они составляют своего рода модель некоей вневременной тотальности, где прошлое наслаивается на будущее, утопия на реальность, а вера – на ее отторжение. Здесь герои и предметы ранее в соц-арте, подвергавшиеся беспощадной иронии, возведены в ранг сакрализованных символов ("Вотивные приношения"). Текст, составлявший основу творчества концептуалистов, превращается в виртуальную клетку, в замкнутый смысловой объем, в мираж, в непреодолимый код ("Пленники текстов"). Время – одна из основополагающих категорий современного искусства – здесь останавливается, и трагикомичный персонаж прыжками перемещается внутри прекратившегося континуума ("Замороженное время"). Кроме того, художник апеллирует к проблемам историко-культурной и национальной идентичности ("Мать-Земля"). В проекте Волкова сосуществует бесконечное число ситуаций и их интерпретаций, все они сливаются в единую какофонию различного рода высказываний, доказывая невозможность какого-либо однозначного самоопределения, замкнутого существования самости. Но таким образом нейтрализуется и противостояние кажущихся противоположными тенденций: конфликт и даже сама его необходимость снимается, ибо в будущее возьмут всех.

Дарья Пыркина
Родилась в 1980 г. в Москве.
В 2003 г. закончила отделение истории искусства исторического факультета МГУ. Искусствовед, куратор, критик. Занимается изучением современного испанского искусства.
Живет в Москве.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal