Художественный журнал
изд. 2001

Venus

Богдан Мамонов
Егор Остров. "Venus". Айдан-галерея, Москва

"Творчество Егора Острова художественная критика связывает с искусством тела" – так начинается пресс-релиз выставки "Venus" Егора Острова в Айдан-галерее. Что и говорить, действительно, как сказано в этом же пресс-релизе, галерея развивает собственную концепцию русского искусства, на что она имеет, конечно, полное право. Не зная, чем на самом деле занимается один из лучших выпускников "Новой академии", можно предположить, что речь идет о какой-либо перформансической практике или, на худой конец, модной в середине 90-х годов теме "новой телесности". Между тем трудно представить себе что-либо более далекое от тела, чем картины Острова. В этом смысле он и в самом деле – достойный представитель "Академии" Тимура Новикова и вместе с тем созвучен нью-эйджевской антропологии. Ведь современная цивилизация с ее, казалось бы, нерушимым культом плоти в действительности разрушает подлинную телесность как последний бастион, связующий нас с реальностью. Тело и его боль – это то, что подтверждает нам собственную подлинность, но в современном обществе подлежит вытеснению. Картины Острова, серия крупно растрированных изображений женского тела, искаженных мультимедийными помехами с добавлением различных цветов, – не это ли свидетельство той боли? Однако женские формы слишком идеальны – ведь перед нами как-никак Венера, а помехи и искажения, нанесенные на холст холодным цветовым спектром, чрезмерно изысканны для того, чтобы передать реальный конфликт современной эпохи, как заявляет сам автор. С одной стороны, перед нами достаточно распространенный постмодернистский прием, построенный на соединении двух "картинок", с другой стороны, художник сам оказывается завороженным окружающим его визуальным потоком. Однажды Жан-Люк Годар говорил о соотношении "картинки" и образа. Первая не несет в себе реальности, она плоска и иллюзорна. Образ, напротив, обладает реальностью в самом себе. По Годару, в "картинку" необходимо внести сдвиг (например, путем внедрения другой "картинки") и тогда появляется шанс обрести глубину, т. е. образ. Однако сегодня мы слишком часто наблюдаем, как соединение двух и более изображений ведет лишь к появлению новых "картинок". Этот процесс напоминает ситуацию, когда вирус под действием антибиотиков совершает мутацию и делается трудноизлечимым. Подобную же ситуацию мы наблюдаем и в современном искусстве. Постмодернистские стратегии становятся все более и более бессильными в деле добывания образов. Впрочем, волнует ли это художника Острова? Достаточно поглядеть на его послужной список, где музеи и галереи США соседствуют с музеем Стейделик, чтобы убедиться – у него все хорошо. Тем более, что его искусство, вероятно, и есть мейнстрим сегодняшнего дня. Во всяком случае, известный московский куратор Андрей Ерофеев недавно заявил, что современный художник живет в потоке визуальной информации, а потому должен питаться им и любить его. Это и делает художника современным. Но так ли это?

Богдан Мамонов
Родился в 1964 году в Москве. Художник, критик и куратор современного искусства.
Живет в Москве.
Страница в Картотеке GiF.Ru
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal