Художественный журнал
изд. 2001

Музей сновидений Зигмунда Фрейда

Хайке Вегнер
Выставка в честь двухлетия Музея сновидений Зигмунда Фрейда.
Музей сновидений Зигмунда Фрейда, Санкт-Петербург


4 ноября 2001 года – необычный день необычного места: Музей сновидений Зигмунда Фрейда справлял свой второй день рождения.

Сам музей до сих пор кажется сном не только из-за того, что внутри этой небольшой концептуальной инсталляции погружаешься в феномен сновидения, но и благодаря многосторонней программе лекций и выставок, представляющих приоритеты петербургского дискурса.

В день рождения музея зрителям была показана "тройная" выставка, точнее, показательные фрагменты трех предыдущих выставок, организованных в рамках совместного с Британским Советом проекта "Искусство и сновидения". В череде мероприятий этого проекта в музее выступили современные онейрокритики из Москвы, Симферополя, Петербурга и Лондона – Майкл Молнар, Павел Пепперштейн, Михаил Рыклин, Виктор Самохвалов, Олеся Туркина, Виктор Мазин, Сьюзан Хиллер. Три различных отношения к сновидениям предъявили на праздничной выставке Ольга Тобрелутс, Иван Разумов и Павел Пепперштейн. В этот день нам посчастливилось не только рассмотреть выставку, но и пообщаться с художниками. Впрочем, началось все с танцевальной мечты двух молодых "фей", которая была настолько красива в сновидческих огнях музея, что Павел Пепперштейн совсем не хотел "просыпаться" и говорить...

Иван Разумов в духе психоделического реализма изобразил во всех подробностях как свои сновидения, так и сновидения своих друзей. Особую популярность завоевало сновидение на тему власти и сексуальности, увиденное одним знакомым художника. На картине изображены две кровати, в одной из них лежит президент Путин и приказывает сновидцу, а по сути дела – любому зрителю: "А ну-ка, быстро ко мне! Без разговоров!" Иван Разумов как раз и рассуждал во время творческой встречи с художниками о стереотипичных сновидениях.

Павел Пепперштейн представил серию ассоциативных портретов с уже готовыми интерпретациями, типа "Этот человек, отчасти похожий на Сталина, но какой-то растрепанный и несолидный, являлся в разное время подросткам, принимавшим ЛСД". Особо острая дискуссия развернулась вокруг четырехчастной работы Ольги Тобрелутс "Сон Александра Македонского". Эта серия представляет постепенное исчезновение главного героя картины. Возможно, присутствовавшие на встрече и не обратили бы внимание на этот кинематографический эффект, если бы не одна дама, которая начала свою речь так: "Я к вам пришла прямо из Русского музея, где все картины друг от друга отличаются, а здесь я вижу четыре одинаковые!"

После обсуждения картин и сновидений публика переместилась в заведение "Декаданс", где играл музыку в стиле амбиент Игорь Вдовин.

Да, вот еще какой вопрос: может ли быть у сновидения день рождения?

Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal