Художественный журнал
изд. 2001

Последнее искушение

Мариан Жунин
Константин Аджер. "Последнее искушение". Галерея "Escape", Москва

Казалось бы, мне, много лет зарабатывающему рекламой, подвернулся повод порассуждать о знакомом предмете с высот художественной критики. Но в том-то и дело, что думать о рекламе в связи с выставкой Константина Аджера не очень-то хочется. Даже те, достаточно глубокие смыслы, которые рождаются при сопоставлении рекламных образов, на основе которых сделана работа, с темой религиозного искусства, не дают ключа к разгадке очарования, мощно излучаемого "Последним искушением". Вся интрига всё равно определяется одним, на первый взгляд формальным элементом – эпической монументальностью фрески. На пространстве штукатурки кое-где проступают еле различимые обрывки рекламных фото, будто сделанные из того же вещества, что и стены здания. Пусть это прозвучит крамольно в адрес вполне артикулированного проекта, но, по большому счету, не важно, что изображено на "раскрытых фрагментах" каких-то сцен и сюжетов: это несоизмеримо менее значительно, чем то ощущение Времени, которое Беньямин когда-то назвал аурой произведения. Аджер не скрывает, что сам больше всего упоен процессом имитации фрески. Попадая на выставку, понимаешь – это достаточный стимул для современного художника. В первое же мгновение физически чувствуешь включение рефлекса: ты находишься в визуальном формате, который можно назвать "ожиданием шедевра". Но самое интересное – и это уже осознается при выходе, – что ожидания эти обязательно оправдываются. Таково правило формата! Аджер невольно продемонстрировал удивительную черту восприятия, отформатированного культурой: сегодня мы готовы созерцать суррогатный шедевр с б (льшим энтузиазмом, чем шедевр исторический. Это проще, доступнее, увлекательнее, поскольку зазор между материалом и эманируемой аурой можно смаковать как отдельное удовольствие. Подобный аттракцион делает работу Аджера невероятно актуальной, и не только для актуального искусства. Технология создания суррогатного шедевра сближает этот проект с новейшим медийным искусством. Мне даже кажется, что за этой ментальной технологией – будущее.

Впрочем, пространство "Escape" сыграло с работой Аджера двойную игру. С одной стороны, маленькая выбеленная "камера", в которой разместилась экспозиция, лишь подчеркивает циклопический масштаб жанра. Так же чувствуешь себя в тесных стенах древнейших построек, сочащихся шедеврами. С другой стороны, привычный космополитизм московских выставочных площадок, от чего не свободна "Escape", создает слишком богемно-ритуализированную атмосферу. Холодная созерцательность и тусовка почему-то раздражают в присутствии "фресок" Аджера, хотя только что мы говорили о празднике зрелищности и экспертного сознания. Действительно, пока трудно разобраться, какая дистанция больше подходит при контакте с таким искусством.

Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal