Художественный журнал
изд. 2001

Экология искусства в индустриальном ландшафте

Владимир Сальников
"Экология искусства в индустриальном ландшафте", международная выставка-семинар
Музей изобразительного искусства, Нижний Тагил


Второй раз нижнетагильский Музей изобразительного искусства и художники группы "Авторы явлений" провели акцию contemporary art. Два года назад это были чтения, посвященные истории русского искусства 90-х. Новое мероприятие – международный семинар на тему "Экология искусства в индустриальном ландшафте": работа художников с местной городской и индустриальной средой, мастер-классы авторитетов современного искусства Дмитрия Гутова и Аристарха Чернышова, теоретическая конференция. Теоретики из Москвы, Праги и Берлина обсуждали способность современного искусства к решению экологических проблем, а также возможность перехода советских заводских районов к постиндустриальному варианту развития – Астрид Вольперт (Берлин), Леонид Бажанов, Константин Бохоров (Москва). Вторая тема – сверхпопулярный в этом году в Москве видеоарт, о нем рассказывали Ирина Горлова, Владимир Сальников, Евгения Кикодзе (Москва), Боряна Драгоева (София). Третья – перспективные направления современного искусства – Дмитрий Булатов (Калининград), Томаш Гланц, Вероника Бромова (Прага). Параллельно этому обсуждению московский ГЦСИ (куратор Ирина Горлова) показал выставку московского видео- и медиа-арта.

Проблемы Тагила типичны для русских промышленных центров, в их ландшафт уже заложена диспропорция в сторону производства. Потребление и развлечение здесь новость. Еще два года назад в городе не было бутиков, только те магазины, товары которых способны лишь поддержать жизнь, труд, воспроизводство населения. Однако и советская инфраструктура приходит в упадок. Транспорт работает еле-еле, в то время как Н. Тагил по европейским представлениям далеко не город, но конгломерат предприятий и поселков при них; и транспорт, собственно, связывает эти фрагменты. Постиндустриальное будущее пока не грозит городу, где идет деиндустриализация. Сергей Брюханов (Н. Тагил) построил большой "карточный домик", черно-белые фотографии промышленных объектов, указав тем самым на уязвимость русской промышленности в рамках международного рынка. Инсталляция Дианы Брюхановой (Н. Тагил) – продукция женщин-заключенных: рукотворная, кружевные салфетки, и тиражная зэковская униформа. Дмитрий Булатов (Калининград) взял мазки из полости рта у всех участников семинара, а потом демонстрировал зрителям выращенные культуры. Художник – единственный в России представитель "био-арта". Владимир Наседкин (Москва) установил перед Музеем стальной черный монумент в стиле minimal art. В старом цехе Музея-завода Татьяна Баданина (Москва) нарисовала светом красную струю чугуна прямо в желобе для металла. Во время представления объекта прошел короткий митинг в советском стиле. Один из гостей в пафосной манере рассказал о своем отце, всю жизнь проработавшем в этом цехе. Олег Лысцов (Н. Тагил) плавал по озеру в затопленном карьере на яхте. Лысцов представляет группу тагильских художников, переходящих с традиционного для местной среды лаконизма к более экзистенциальным практикам. Анфим Ханыков (Ижевск) обклеил город пиктограммами "Не кантовать!" Изобразить их на стенах домов, как обычно делает, ему не удалось из-за испортившейся погоды. Евгений Уманский (Калининград) показал два Тагила: город своего детства и современный. Георгий Острецов (Москва) устроил водное шоу со сказочной рыбой из латекса и русалкой, появляющейся из ее пасти. Героическая моржиха-доброволец, мать троих детей, согласилась сыграть роль русалки-амфибии в этом спектакле. А чуть позже почитатели творчества Острецова получили возможность выловить его произведения прямо из пруда, где они плавали, для чего им был предоставлен катер. Дмитрий Гутов (Москва) показал несколько фотографий в стиле перестроечной скандальной социальности. Девицы, слушатели его мастер-классов, заголяясь, изображали советские символы или манипулировали оными. Александр Шабуров (Москва) проинспектировал Тагил на предмет популярности в нем слова из трех букв. Нина Котел и Владимир Сальников с помощью листовок с агит-хайку призывали тагильцев превратить свой город в центр туризма и развлечений. Вероника Бромова и Боряна Драгоева показали работы, свои и своих товарищей. И среди болгарского видео – новый фильм живущего в Софии московского художника Олега Мавроматти "Кюфте".

Так рождается новый очаг современного искусства в России.

Владимир Сальников
Родился в 1948 г. в Чите. Художник и критик современного искусства, член Редакционного совета "ХЖ".
Живет в Москве.
Страница в Картотеке GiF.Ru.
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal