Художественный журнал
изд. 1999

Шахматная доска – поле жизни

Виктория Хан-Магомедова
12.03.99 – 10.04.99
Игнат Данильцев. Проект "Фигура"
Галерея "Велта", Москва


Есть нечто притягательное в этом странном маленьком объекте, таинственно мерцающем в стеклянной витрине. Он очень прост, состоит из двух прозрачных симметричных частей, между которыми находится объемное цветное изображение то ли цветка, то ли солнца (плексиглас, фольга крашеная, две медные заклепки из проволоки). Непонятный, загадочный предмет! Именно вокруг этой "штучки", купленной художником Игнатом Данильцевым восемь лет назад на "блошином" рынке, и разыгрывал он вплоть до сегодняшнего дня свои мистериальные игры: проводил социологические опросы разных людей с визуализацией ответов, фотографировал, писал, рисовал, осуществил семь выставок, посвященных этому объекту. "Штучка", названная Игнатом "секретиком", стала для него "золотым ключом", открывающим дверь в новый мир. Результаты своего восьмилетнего эксперимента по концептуализации "секретика" в виде проекта "Фигура" Данильцев представил на выставке в галерее "Велта". Здесь есть коллажи, фотографии, на которых объект преображается, превращаясь в некие первообразы коллективного бессознательного. Художник осуществлял своеобразное препарирование "секретика", используя фиктивные и реальные размеры, делая различные остроумные или псевдомногозначительные подписи к нему, обозначения ("Тайна остается", "прозрачный", "двухполовинчатый"). "Простая тайна" особенно удачна. В некоторых фотографиях происходит своего рода дематериализация "штучки" за счет размывания, растворения контуров объекта, наделения его новым смыслом. Кульминацией, основным итогом проекта, безусловно, является "шахматная доска" – оригинально оформленный "паркет" со сложной инкрустацией из пяти ценных пород дерева, каждая частица которого является визуализацией мыслей, идей, того, что опрашиваемые говорили, думали о "секретике", который, как оказалось, был пешкой, шахматной фигурой, сделанной зэками в зоне. По замыслу Данильцева, зрители, прогуливаясь по доске, попирая ногами различные интерпретации "пешки", должны были вспоминать о ГУЛаге, почувствовать себя пешкой в чьей-то опасной игре. Для одних зрителей – это "игрушка-сувенир", "переходик для подключения в электросеть". Для других – "висюлька от люстры ручного изготовления", "приманка для крупной рыбы", "объект для медитации". Есть среди высказываний даже такое: "Это код, по которому можно восстановить все человечество и Землю". И стал "секретик"-"пешка" для Данильцева чем-то вроде теста, выявляющего все самое сокровенное у людей без их ведома, а также и сюжетом его бесчисленных работ. Проект "Фигура" допускает различные интерпретации. Быть может, наиболее удачная – социолого-патриотическая – принадлежит Федору Ромеру, куратору проекта. Если ж говорить о самом поверхностном, первичном уровне восприятия, то выставка получилась красивая, познавательная, побуждающая зрителей к раскованности, обнаружению в себе давно утраченных инстинктов, помыслов, которые когда-то в детстве позволяли им свободно и независимо самовыражаться в разных сферах человеческой деятельности.

Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal