Художественный журнал
изд. 1999

Акция "ХВ 1999"

Ирина Кулик
11. 04. 99.-12. 04. 99. "ХВ 1999". Акция.
К. Асс, К. Вытулева, А. Добров, Д. Лебедев, О. Саркисян

Планетарий. Москва.

Огромное пурпурное яйцо с золотыми буквами "ХВ" в канун Пасхального воскресенья выросло среди московских домов возле Садового кольца. Чуть колеблющиеся в весеннем воздухе очертания гигантского новооброзования заставляли предположить, что яйцо надулось посреди города подобно циклопическому монгольфьеру и того и гляди медленно взлетит в небо. Подойдя поближе, можно было убедиться, что на самом деле речь идет не о готовом к воздухоплаванию яйце, но о полусфере купола Московского планетария, который в честь праздника облачили в трепещущий на ветру тонкий красный шелк – по проекту молодых художников, архитекторов и кураторов Кирилла Асса, Ксении Вытулевой, Алексея Доброва, Даниила Лебедева и Оксаны Саркисян.

Впрочем, идея превратить купол московского планетария в пасхальное яйцо обладает неопровержимой логикой. Действительно, ведь яйца, ставшие неотъемлимой частью русской Пасхи, – один из древнейших космических символов, присутствующий практически во всех мировых культурах. Яйцо содержит в себе в свернутом виде весь космос – и таинственным образом мы можем наблюдать бескрайние звездные просторы внутри полусферы планетария. Миф о возникновении мира из космического яйца существует в кельтской и греческой, египетской и тибетской, индусской и китайской и многих других культурах. Впрочем, яйцо было не только символом рождения, но и символом воз-рождениия, бессмертия, возвращения из небытия – именно в этом значении оно вошло в пасхальный ритуал.

Молодые авторы проекта "ХВ 1999" предлагают примирить два взгляда на мир – мистически-религиозный и рационалистически-научный, посвящая свое произведение сразу двум праздникам, пришедшемся в этом году на один день -православной Пасхе и Дню космонавтики, олицетворяющему триумф технического прогресса. Впрочем, покорение межзвездного пространства, начало космической эры человечества так же часто связывалось с мечтой об обретении бессмертия – как у Федорова и Циолковского. Пытаясь превратиться в яйцо, планетарий невольно смог представить только верхнюю его половину – ту, что символизирует небо, но без земли.

Но данный проект – не повод для столь глобальных размышлений. Его авторы, оставаясь корректными в выборе символики, заботясь о совместимости всех задействованных ими смысловых полей, пытаются прежде всего – и это им в совершенстве удается – удовлетворить наше желание праздника, даже ценою некой транс-идеологической всеядности, придавая значение только элементу иррациональности, разрывающей будни (что и является определением праздника). Магию праздника, завораживающее присутствие чудесного ощутили все пришедшие в воскресный вечер к планетарию, независимо от своих убеждений. Яйцо-купол, напоминающее то ли гигантский парашют, то ли воздушный шар, явно близкое к тому, чтобы стать летательным аппаратом, ошарашивающее сновиденческой невероятностью и слегка смешное; накрытые прямо в аллее столы с куличами и крашенными яйцами; коварное предложение забраться по пожарной лестнице на купол, потакая проснувшемуся стремлению оторваться от земли, прогулка по парапету, шелест шелковой оболочки в непосредственной близости от тебя; "фрики", танцующие в сумеречной аллее под ностальгическую эстраду 60х; мерцающий в руинах планетария стробоскоп; фантастический старинный фейерверк с римскими свечами, ктайскими огненныыми колесами и почти версальскими фонтанами золотых и серебрянных искр под музыку барокко; старинное галантное праздненство, пикник, ностальгические воспоминания о воскресных детских научно-познавательных радостях – монументальная пропаганда чуда, случайного и призрачного.

Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal