Художественный журнал
июль 1998

Похвала лени

Младлен Стилинович
Как художник я учился и у Востока (социализм), и у Запада (капитализм). Разумеется, ныне, когда изменились границы и политические системы, опыт этот более неповторим. Однако эти уроки остались со мной. Наблюдая последние годы западный мир, я пришел к выводу, что искусства здесь более не существует. Но почему? Потому, что художники на Западе не ленивы. Художники же с Востока ленивы. Остается задаться вопросом: будут ли они лениться теперь, когда они уже более не восточные художники?

Лень – это отсутствие движения и мысли, это время бездействия – амнезия. Это еще и безразличие, вглядывание в ничто, импотенция. Это и просто тупость, мука, бесполезное напряжение. Все эти добродетели лени важны для искусства. Знать о лени – этого мало, ее надо практиковать и совершенствовать.

На Западе художники не ленивы, а потому они – не художники, а производители... Их озабоченность малозначимыми вещами – производством, распространением, галерейной системой, музеями, конкуренцией (кто первый), их озабоченность производством объектов – все это их отвращает от лени, от искусства. Ведь точно так же, как деньги – это просто бумага, так и галерея – это ведь просто пространство.

На Востоке художники были бедны и ленивы: ведь вся эта система малозначимых вещей здесь не существовала. А потому у них было достаточно времени, чтобы сконцентрироваться на лени и на искусстве. Даже посвящая себя искусству, они знали – это напрасно, это впустую.

Западные художники могли бы приобщиться к добродетелям лени, но не стали. И это вопреки тому, что Дюшан и Малевич, два крупнейших художника ХХ столетия, обращались к лени как практически, так и теоретически.

Впрочем, собственно о лени Дюшан никогда не высказывался, а скорее – о бездействии и безразличии. На вопрос Пьера Кабанна, что доставляло ему самое большое удовольствие в жизни, Дюшан ответил: "Мне посчастливилось никогда не работать ради получения средств к существованию. Трудиться для заработка – с экономической точки зрения – занятие самое идиотское. Хочу надеяться, что когда-нибудь жизнь не будет принуждать нас трудиться. Большая удача, что я себя этим не замарал".

В свою очередь Малевичу принадлежит текст под названием "Лень как действительная истина человечества" (1921). В этом тексте критике был подвергнут как капитализм (лишь немногим капиталистам дающий возможность быть праздными), так и социализм, ведь движение это основывается на идее труда, а не праздности. Цитирую: "Ленью перепуганы народы и преследуемы те, кто приемлет ее, и все происходит потому, что никто не понял ее как истину, заклеймив "матерью пороков", когда она – мать жизни. Социализм несет освобождение в бессознательном, клеймя ее, не зная того, что лень породила его. И этот сын в безумии клеймит ее как мать пороков, но это еще не тот сын, который снимет <клеймо>, и потому я этой небольшой запиской хочу снять с <ее> чела клеймо позора и сделать ее не матерью пороков, а матерью совершенства".

Продолжать этот текст мне мешает лень, а потому заканчиваю: искусство без лени – невозможно.

Работа-это болезнь. Карл Маркс.

Работа – это позор. Владо Мартек.

Перевод с английского Константина Бохорова

Младлен Стилинович
Родился в Белграде (Югославия) в 1947 году. Входил в состав концептуальной группы "Шесть авторов", определившей хорватское искусство второй половины 70-х годов.
Живет в Загребе (Хорватия).
Художественный журнал

© 2005—2007, "Художественный журнал", все права защищены. Дизайн сайта — Сергей Корниенко.
Использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Разработка и сопровождение — GiF.Ru. Редактор сетевой версии журнала — Валерий Леденёв.
Сайт работает на технологии Q-Portal